Битвы с чукчами: почему после них не было ни одного пленного
Чукчи по праву считались самым воинственным народом Крайнего Севера. Их боялись и уважали все соседи — коряки, эскимосы, юкагиры. Но вскоре о легендарной свирепости и невероятной стойкости этого народа узнали и русские казаки, продвигавшиеся на восток. Они столкнулись с уникальным феноменом: даже одержав военную победу, противник чукчей терпел стратегическое поражение. Взять их в плен, будь то мужчина, женщина или ребёнок, оказывалось практически невозможным.
Воины тундры
Чукчи были мастерами внезапных, стремительных набегов. Они нападали на стойбища врагов перед рассветом, когда те ещё спали, действуя слаженно и расчётливо. Как отмечает историк Александр Нефёдкин в книге «Военное дело чукчей», поводом для войны могла стать кровная месть, борьба за пастбища или простое желание поживиться — угнать оленей или захватить пленников.
В бою они использовали луки, тяжёлые палицы и копья, а тело защищали ламеллярные доспехи из костяных или железных пластин. Но главной их силой была не столько экипировка, сколько особая воинская философия, шокировавшая всех, кто с ними сталкивался.
Победить — не значит покорить
Когда чукчи побеждали, с пленниками они не церемонились. Раненых добивали, наиболее ненавистных врагов могли замучить в отместку за сородичей. Остальных, особенно женщин и детей, уводили в рабство. «Пленного мужчину делали рабом реже, поскольку он мог представлять реальную угрозу», — пишет Нефёдкин. Рабов заставляли выполнять самую тяжёлую работу, плохо кормили и жестоко наказывали.
Но парадокс заключался в том, что сами чукчи практически не оставляли врагу живых пленников. В случае поражения или окружения они предпочитали смерть — мгновенную и добровольную — позорному рабству.
Смерть лучше плена
Причина такого отношения к жизни и плену коренилась в религиозных представлениях. Чукчи верили в реинкарнацию — переселение душ. Смерть для них не была окончательным концом, а лишь переходом в загробный мир к предкам и последующим новым рождением. Невыносимая жизнь в рабстве, полная унижений, прерывала эту гармоничную цепочку, лишала душу шанса на достойное перерождение.
Известный этнограф Владимир Богораз в своём фундаментальном труде «Чукчи» отмечал: «Чукчи вообще проявляют склонность к самоубийству… «Вы знаете наш народ, — говорили они мне, — из-за пустяка чукча может убить другого человека или самого себя»».
Поэтому в безвыходной ситуации воин, не погибший в бою, закалывал себя ножом или разбивал голову о камень. Зная это, враги пытались лишить пленников любой возможности суицида, но тогда чукчи просто начинали голодовку, медленно замаривая себя голодом.
Семейная трагедия: чтобы не достаться врагу
Самое страшное происходило, когда в окружении оказывалось целое стойбище с семьями. Женщины, видя поражение мужей, убивали своих детей, а затем и себя. Иногда воин, прорвавшись к родным, успевал помочь им «уйти» — заколоть или задушить, чтобы спасти от рабства.
Почему Ленин отдал Польше Западную Украину и Западную Белоруссию
В русских документах сохранились шокирующие свидетельства. В донесении об одном из походов 1701 года атаман Семён Чернышевский докладывал: «…жен их и детей в полон взяли, и многие полоненные у них сами давились и друг друга кололи до смерти».
Для русских казаков, привыкших к жестокостям войны, это было потрясением. Вид мёртвых детей, которых убили их же матери, эмоционально обесценивал любую военную победу. Завоёвывать оказалось буквально некого и нечего.
Военно-дипломатический тупик
Тактика тотального сопротивления до последнего человека поставила Российскую империю в тупик. Как отмечает историк Андрей Зуев, многочисленные военные экспедиции на Чукотку в XVII—XVIII веках, несмотря на всю мощь государства, не принесли желаемого покорения.
Захватывать земли без людей, способных платить ясак (налог пушниной), было бессмысленно. Военные походы были дороги, опасны и деморализующи. В конце концов, к 1760-м годам империя сменила тактику. От силового покорения перешли к дипломатии, торговле и договорам. Чукотку так и не завоевали — с ней договорились.
Непобедимость духа
Таким образом, чукчи создали уникальную систему психологического и военного сдерживания. Их отчаянная готовность к смерти отбирала у любого агрессора главные трофеи — рабов и податное население. Это делало войну с ними экономически бессмысленной и морально невыносимой.
Их непокорённость — это не просто следствие воинской доблести. Это результат цельного мировоззрения, где свобода и достоинство ценились выше жизни, а представления о вечном цикле душ превращали индивидуальную смерть в акт коллективного самосохранения народа. Они доказали, что настоящая непобедимость начинается тогда, когда человек перестает бояться самого худшего, что может с ним сделать враг.