Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2026-01-15 09:12:00

Последний вызов: почему Сталин так боялся Троцкого

Лев Троцкий, «демон революции» и создатель Красной Армии, к концу 1920-х годов превратился в самого опасного противника Сталина. Его угроза была уникальной: будучи убежденным марксистом, он не оспаривал основ советской власти, а лишь обвинял сталинский режим в ее «бюрократическом перерождении». Для многих в СССР он оставался живым символом победы в Гражданской войне. Погасить этот ореол и нейтрализовать Троцкого стало для Сталина вопросом личного выживания у власти.

Изгнанник с глобальными амбициями: Четвертый Интернационал


Высланный из СССР в 1929 году, Троцкий скитался по миру, которого боялся: Турция, Франция и Норвегия отказывались дать ему постоянное убежище. Лишь Мексика в 1937 году согласилась принять неудобного изгнанника. Оттуда, из предместья Койоакана, он продолжил свою борьбу. Еще в 1938 году во Франции он провозгласил создание Четвертого Интернационала — организации, которая, по его замыслу, должна была очистить мировое коммунистическое движение и от социал-демократов, и от «сталинских извращений». Хотя его сторонники потерпели поражение в борьбе за влияние на левые силы в Испании, сама идея создания альтернативного центра мировой революции делала Троцкого смертельно опасным для Кремля.

Двойственная позиция: между осуждением Сталина и поддержкой СССР


С началом Второй мировой войны позиция Троцкого стала парадоксальной. С одной стороны, он яростно обличал пакт Молотова-Риббентропа, называя его империалистическим сговором. С другой — одобрял советизацию присоединенных территорий (Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии) как «прогрессивный» шаг. Он заявлял, что в случае военного конфликта СССР с любой державой он встанет на сторону Советского Союза, сохраняя при этом свою идейную непримиримость к сталинскому режиму. Эта двойственность сбивала с толку как его сторонников, так и противников.

Одиночество в изгнании: почему Запад не принял Троцкого


Распространенное в СССР обвинение Троцкого в работе на «англо-французских империалистов» было мифом. Правящие круги Запада, особенно США, видели в нем опасного революционера-догматика, а его конфликт со Сталиным — внутренней склокой коммунистов. К тому же, с 1933 года США активно выстраивали дипломатические и экономические отношения с СССР. Принимать у себя человека, открыто призывавшего к мировой революции, Вашингтону было не с руки. Троцкий влачил скромное существование на гонорары от публицистики и пожертвования немногочисленных последователей, находясь в идеологической и политической изоляции.

Нереализованная угроза: каким мог быть послевоенный Троцкий?


Ликвидация Троцкого в августе 1940 года ударом ледоруба стала логичным финалом для Сталина, который не мог терпеть даже призрачного идеологического конкурента. Но интересно предположить, какова была бы его роль, проживи он дольше. Безусловно, он поддержал бы СССР в войне против Гитлера. Однако с началом Холодной войны его позиция стала бы настоящим подарком западной пропаганде.
Троцкий, с его риторикой о «сталинском бонапартизме» и «империалистической» сути советской экспансии в Восточной Европе, идеально вписался бы в нарратив Запада. Его критика отказа Сталина поддержать революцию в Греции и силового установления «сфер влияния» звучала бы в унисон с обвинениями из Вашингтона и Лондона, но с позиции «подлинного» марксизма. Он мог бы стать самым опасным критиком СССР — не с правого, а с левого фланга, размывая идеологические основы советского блока. Именно этот потенциал, так и не реализованный из-за пули агента НКВД, и делал Троцкого фигурой, которую Сталин был вынужден уничтожить любой ценой.

Берия: как он прожил от ареста до расстрела

Первая советско-финская война: какие территории Суоми отвоевала у РСФСР

Госпром: что обнаружили рабочие при строительстве первого советского небоскреба

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: