«При встрече «Саиныча» носить на руках»: почему среди десантников существовало это негласное правило
Полковник Николай Майданов — фигура легендарная даже для страны, где к легендам привыкли. Сослуживцы звали его просто Саныч (по отчеству Саинович). За спиной — Афганистан, Чечня, сотни боевых вылетов и две Золотые Звезды: Героя Советского Союза и Героя России. Таких людей в истории страны единицы. Но путь к этим звездам был вымощен не только мужеством, но и нарушением приказов, спасением ценой карьеры и, в конечном счете, собственной жизнью.
Мечта, ставшая судьбой
Николай Майданов хотел летать с детства. Окончил школу ДОСААФ, выучился на шофера, работал на заводе. В армию попал в танкисты, но не оставлял мечты: сам готовился и поступил в Саратовское высшее военное авиационное училище.
После училища — служба в Венгрии. Но Майданов рвался на настоящую работу. Он писал рапорт за рапортом с одной просьбой: отправить его туда, где вертолеты Ми-8 нужны по-настоящему. Добился: старший лейтенант попал в 181-й отдельный вертолетный полк в Афганистане, дислоцированный в Кундузе. Именно там, по собственному признанию, он и научился летать по-настоящему — прикрывая колонны, высаживая десант, уворачиваясь от душманских «стингеров».
Спасение ценой выговора
Май 1987 года. Провинция Логар. Звено из двух Ми-8 и двух Ми-24 под командованием капитана Майданова только что высадило десант у кишлака Абчакан и возвращалось на базу. Вдруг в эфире — крик комбата спецназовцев Анатолия Корчагина: силы неравны, 26 бойцов против сотни душманов, и еще столько же спешит на подмогу.
Приказ из штаба был четким: не возвращаться, выполнять задачу. Майданов сделал вид, что рация сломалась, развернул звено и ушел к кишлаку.
Двое суток вертолетчики висели над полем боя, прикрывая спецназ. За это время Майданов совершил 15 боевых вылетов и 8 раз садился под огнем. Десантников отбили. Но в штабе нарушение приказа не простили — Майданова отстранили от полетов и посадили под домашний арест.
Спасли его те, кого он вытащил. Заместитель командира эскадрильи вылетел на место боя, составил доклад и доложил: капитан принял единственно верное решение, его надо представлять к Герою. Наказание смягчили: вместо Звезды Майданов получил выговор и орден Красной Звезды.
Интересно, что именно в том бою спецназовцы 668-го отряда захватили крупнейший за всю войну караван с оружием из Пакистана. Вооружение вывозили неделю. И этим спецназовцам Майданов спас жизнь.
Миллион за голову и «заговоренный»
За 15 месяцев второй командировки Майданов уничтожил 15 крупных караванов моджахедов и более двадцати мелких групп. Душманы оценили его голову в миллион афгани — огромные по тем временам деньги.
В июле 1987 года звено Майданова попало в засаду при высадке десанта. Машину ведомого Николая Кузнецова прошили очередью. Майданов приказал раненому коллеге уходить, а сам закрыл его своим бортом и принял огонь на себя. Когда сели на базу, в вертолете Кузнецова насчитали 14 пробоин. Машина Майданова — ни одной. С этого момента за ним закрепилась репутация заговоренного.
Харландай и 35 на борту
В декабре того же года под кишлаком Харландай сбили два вертолета со спецназовцами. Выжившие (25 человек) заняли круговую оборону на небольшом плато. Против них — двести боевиков, включая западных инструкторов и элитный отряд пакистанских смертников «черные аисты». Спецназ, как выяснилось, сел прямо на учебной базе моджахедов.
На помощь вылетело звено Майданова. Первым рейсом он высадил подкрепление и забрал раненых. Вторым — собирал убитых и живых. Когда один боец не досчитался, Майданов отказался взлетать без него. Оглушенного спецназовца нашли, и на борт набилось 35 человек при предельной норме в 20.
Перегруженный Ми-8, уходя от обстрела, рухнул вниз. Моджахеды даже перестали стрелять — решили, что машина разобьется о скалы. Но Майданов выровнял вертолет у самого дна ущелья и вывел его на базу. После этого десантники приняли негласное решение: при встрече с Санычем качать его на руках. А командование наконец представило капитана к Золотой Звезде. Герой Советского Союза и орден Ленина нашли героя.
Последний бой
После распада СССР Николай Майданов некоторое время служил в Вооруженных силах Казахстана, затем переехал с семьей в Россию. Служил в войсках сухопутной авиации, командовал вертолетным полком. В качестве комполка вертолетчиков принимал участие во второй чеченской кампании.
В конце января 2000 года группа вертолетов Николая Майданова, высаживавших десант в районе Шатоя, попала под обстрел. Майданов получил смертельные ранения в шею и сердце, и на базу его доставили уже мертвым. Посмертно Майданову присвоили звание Героя России.
Офицер воспитал двух сыновей, они оба военнослужащие.