Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2026-02-20 08:22:00

Что стало с учеными нацистской Германии после того, как их вывезли в СССР

Май 1945 года. Германия капитулировала, война в Европе закончена. Но для победителей — СССР и США — начиналась новая гонка: за немецким научно-техническим наследством. Пока американцы вывозили ракетчиков фон Брауна и их трофеи за океан, Советский Союз готовил свою операцию. Масштабную, секретную и жесткую.

22 октября 1946 года по всей советской зоне оккупации Германии загрохотали сапоги. Началась операция по массовому вывозу немецких ученых, инженеров и рабочих в СССР. В истории она осталась как одно из самых противоречивых и результативных деяний послевоенной эпохи.

Решение на высшем уровне

Еще в феврале 1945-го, когда до Победы оставались месяцы, лидеры антигитлеровской коалиции встретились в Ялте. Сталин, Рузвельт и Черчилль договорились: германский военно-промышленный потенциал должен быть ликвидирован. «Изъять или уничтожить все германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства», — гласило решение.

Но одно дело — уничтожить, другое — использовать себе на пользу. И Советский Союз выбрал второе.

17 апреля 1946 года вышло секретное постановление Совета министров. Немецких авиационных специалистов предписывалось доставить на советские предприятия. Места назначения: Москва, Ленинград, Куйбышев, Казань, Киев, Харьков и другие города.

Всего планировали вывезти около 2200 специалистов и рабочих. А с семьями — 6–7 тысяч человек. Ракетчики, атомщики, электронщики, оптики, химики — цвет германской инженерной мысли должен был работать на страну-победительницу.

Формальный предлог

Международная обстановка позволяла действовать жестко. В 1946 году СССР, Франция, Великобритания и США подписали документ о контроле над научными исследованиями в Германии. Военные организации распускались, сооружения уничтожались, прикладные исследования в ряде областей (ракетные двигатели, газовые турбины) запрещались.

Но запретить исследования в Германии и заставить ученых забыть свои знания — не одно и то же. Поэтому работы просто перенесли в глубь советской территории. Там, где союзники не могли контролировать.

Раннее утро 22 октября

Руководство операцией было поручено заместителю Берии И. А. Серову. Тот поручил руководителям организаций в Германии подготовить списки наиболее полезных для СССР специалистов, прежде всего, конструкторов и ученых. Часть из них была в лагерях для военнопленных. Вывозили их в СССР в принудительном порядке, не сообщая об этом заранее, дабы они не попытались сбежать. В акции участвовали 2500 сотрудников Управления контрразведки Группы советских оккупационных войск, а также солдаты, занимавшиеся погрузкой имущества.

Ранним утром 22 октября к домам, где жили немцы, которых должны были депортировать, подъехали армейские грузовики. Работники контрразведки зачитывали приказ о депортации, затем людям давали короткое время на сборы, и они садились в поезд — железнодорожные составы специального назначения уже поджидали у вокзалов.

Кроме людей из Германии также доставили опытные образцы самолетов и двигателей, оборудование бывших немецких авиационных ОКБ. Демонтаж этих предприятий и вывоз оборудования продлился до февраля 1947 года.

Жизнь на чужбине

Относительно прибывших немцев была распространена особая директива МВД. Они продолжали считаться подданными Германии, проживая в СССР, имея вид на жительство с отметкой «до особого распоряжения». При этом им не разрешалось покидать территорию населенных пунктов, где располагались их предприятия. Были организованы специальные комендатуры для контроля за режимом.

Некоторые специалисты попали практически в «курортные» условия. Так, в распоряжение немецких физиков предоставили абхазские санатории «Синоп» и «Агудзеры». Первый стали называть «объектом «А», второй – «объектом «Г». На этих объектах работали выдающиеся ученые: Николаус Риль, который позднее получил звание Героя Социалистического Труда; Макс Фольмер, построивший первую в СССР установку по производству тяжелой воды, а впоследствии возглавивший АН ГДР; Петер Тиссен, который ранее был советником Гитлера по науке; Макс Штейнбек, сконструировавший центрифугу для разделения урана.

Чем же занимались немцы на советских предприятиях? Например, ОКБ-1 построило фронтовой бомбардировщик «150» с крылом обычной стреловидности. ОКБ-2 вело подготовку к испытаниям экспериментального ракетного самолета «Зибель-346». ОКБ-3 занималось созданием автоматической системы управления для крылатых ракет «1БХ».

Лишь в 1950 году части немцев разрешили вернуться назад в Германию. О том, сколько немецких специалистов в конце концов уехало на родину, а сколько так и осталось в СССР, точных данных нет.

Мумия Сталина: почему СССР не отдал её Китаю и Албании

Василий Цымбал: как «троллил» авиацию НАТО главный истребитель-хулиган СССР

«Сумасшедший Иван»: какой маневр советских подводников так называли моряки США

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: