Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2012-12-18 19:06:04

Чудо России. Собор Рождества Богородицы

Когда оказываешься в соборе Рождества Богородицы, невольно замираешь в безмолвном созерцании чуда. Мир вокруг тебя как будто не существует. Ощущение, что душа воспаряет к Богу. За этим удивительным мигом со всего мира едут в село Ферапонтово…

Покров

Вошедший в храм видел, прежде всего, фигуру Богоматери в алтарной апсиде – в полный рост, с величественно поднятыми в молитвенном жесте руками. Богоматерь здесь не одна: вокруг нее – сонмы предстоящих святых, ниже – народ, молящий об избавлении от врагов, окруживших город. Это композиция «Покров Богородицы».

Никогда (!) ранее «Покров» не писали над алтарной аркой. Тем самым он – образ защиты, заступничества, небесного покровительства – получил едва ли не центральное положение в храме, стал смысловой доминантой росписи. Затем взгляд переходит ниже, в углубление алтаря. Здесь Богородица изображена еще раз: сидящей на престоле с Младенцем, как царица, перед ней смиренно склоняются стоящие слева и справа два ангела.

Следующим ориентиром при осмотре собора становится композиция «Собор Пресвятой Богородицы».

 Сюжет связан с песнопением, которое он иллюстрирует. Это стихира, написанная святым Космой Маюмским в VIII веке.

В ней говорится, что ангелы воспевают новорожденного Христа неземными песнопениями. Небо зажигает, как лампаду, звезду Рождества. Языческие мудрецы, ориентируясь на нее, находят новорожденного Младенца и приносят ему золото, ладан и благовонную мирру. Пастухи, пришедшие раньше волхвов, в благоговейном трепете склоняются перед Ним, лежащим в кормушке для скота. А люди приносят Христу как самый главный дар лучшее, что у них есть, – саму Матерь-Деву.
Интересно, что небеса здесь «закругляются» в соответствии с формой арки – живопись включается в архитектуру, а не борется с ней.

Богородичный пояс

Так хочется назвать длинный ряд сюжетов, буквально опоясывающих храм и тоже посвященных Богородице. Ее фигура многократно повторяется.

Образ Богородицы буквально окружает вошедшего со всех сторон. Ферапонтовский храм в полном смысле слова – ее Царство, или, точнее, Царство Небесное в росписи Дионисия показано как Царство не только Христа, но и Богоматери.

Царство не от мира сего

На храмовых сводах — 16 сюжетов. Это евангельские сцены и притчи (то есть назидательные рассказы). А именно: все они призваны явить «Царство Небесное, пришедшее в силе» (Мр 9:1).

Кажется, что свет Преображения коснулся всех этих событий. Везде – нежные, чистые, почти прозрачные цвета на основе так называемых холодных тонов или светлой охры. Встречаются вкрапления вишневого или фиолетового, но их немного, и почти всегда это одежды Христа или Богоматери. Поэтому все сюжеты кажутся похожими. Главная цель иконописцев – не подробное повествование с занимательными или заставляющими трепетать подробностями, а единый ровный поток образов, в которых достигнута очевидная победа духа над всем временным и преходящим.

Последняя смысловая и визуальная точка обзора –  многочисленные фигуры святых. В соответствии с тем, что собор – монастырский, это, прежде всего, святые иноки, которым в святцах усвоено наименование «преподобных».
Например, Богоматери с Младенцем, изображенным в голубой небесной «славе» в верхней части одной из сцен Акафиста, ниже предстоят две группы иноков, то есть тех, кто в прямом смысле «устранился» от мира.

Иноки поднимают руки в молитвенном жесте («деисис») и чуть запрокидывают назад головы. Этим приемом подчеркивается реальность видения ими Богоматери и Христа.

Программа росписи

Теперь можно окинуть общим, уже прощальным взором весь интерьер собора, еще раз увидеть и даже в некотором смысле «услышать» многоголосый хор святых. Он, естественно, не ограничивается преподобными, но включает в себя также многих святых Ветхого и Нового Завета: праотцев, апостолов, мучеников, святителей.

Специалисты отмечают в образах, созданных Дионисием и его дружиной, отсутствие личностных особенностей, характерных для его великого предшественника – Андрея Рублева. Вероятно, сыграло роль то, что программу росписи, скорее всего, создавал не сам Дионисий, а архиепископ Иоасаф Оболенский, проведший последние годы жизни в Ферапонтовом монастыре. Он принадлежал к узкому кругу «книжников» (в него входил, в частности, и преподобный Иосиф Волоцкий), которым Церковь небесная представлялась неким идеальным государством, основанным на духовном совершенстве и красоте.

Но отдельные изображения все же поражают. Например, поясной образ святителя Николая в жертвеннике, его лик, одновременно созерцательный, просветленный, вопрошающий и сострадающий.

Необычны руки, правая благословляющая и левая с Евангелием, гениально вписанные в полукружие апсиды, так что они кажутся протянутыми вперед в жесте открытого объятия. Пусть этот образ и останется в памяти как заключительная веха нашей короткой «виртуальной» экскурсии-паломничества по фрескам Ферапонтова монастыря. Теперь нужно просто приехать туда…

Александр Копировский



Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: