Слово о трех концах
По большому счету, Русь ждала конца света трижды. Первый конец света ждали в 1038 году, второй в 1492, а третий должен был произойти в 1666 году.
1038 год был словно точкой пересечения библейских координат с координатами историческими. Так, в 1033 году с момента смерти Христа должно было исполниться тысячу лет, а, поскольку Спаситель после воскресения сошел в Ад и связал антихриста на тысячу лет, то в течение еще нескольких лет тот должен был восстановить свое царствование, – тогда второе пришествие Христа и ожидалось.
Киевская Русь готовится к возможному пришествию Спасителя с размахом. Ярослав Мудрый к этому времени заканчивает строительство оборонительных укреплений и Софии Киевской (Софийского собора). Златые врата и церковь Просвещения Пресвятой Богородицы над ними были симметричным ответом для божьих врат Софии Константинопольской, построенной в 537 году.
От сотворения мира 1492 был семитысячным годом. Поскольку «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2-е Петра, гл. 3, ст. 8), стало быть, раз Бог создал мир за шесть дней, а на седьмой почил, то и миру и суждено простоять семь тысячелетий.
Но самым главным предзнаменованием, конечно, было падение Константинополя в 1453 году под натиском турок. Как писал Нестор Искандер, накануне падения после последней православной службы из окон Софии вышел огонь и облаком стоял несколько часов над куполом. На это последний византийский патриарх сказал: «Се благодать Божья покинула храм наш и город».
Во второй половине ХV в. зафиксирован исход целыми княжескими и боярскими семьями в монастыри, настолько сильным было предчувствие второго пришествия.
Пророчество гласит: мир простоит, пока простоит третье христианское царство. Первое царство началось тогда, когда «Христос записался в область римскую». Вторым царством была официально объявленная вторым Римом Византия (а Константинопольский патриарх вторым Папой Римским). О третьем же царстве заговорил старец Филофей в послании дьяку Мисюрю Мунехину: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Так и сформировалась знаменитая концепция «Москва – третий Рим», предполагавшая преемственность Русской земли от павшей Византии, – и опять несостоявшийся Апокалипсис только укрепил Русь в её вере.
Третья же эсхатология резко отличается от концепций первых двух. В качестве предзнаменования берется достаточно спекулятивная версия, связанная с пророческой идеей «числа зверя» 666.
Из этого конца света, пожалуй, вынести чего-то нового нам не удалось. Однако еще долго после 1666 года (достаточно опустошительного для Европы, надо сказать) любимым воскресным времяпрепровождением для москвичей, помимо крестных ходов, были сценки Страшного суда, разыгрываемые, главным образом, на Красной площади.
Это напоминание о грядущем было и в каждой церкви – на западной стороне любого храма изображается Ад и «страна мертвых». «Конец света придет с Запада», – были убеждены православные. Именно поэтому, по крайней мере, до Алексея Михайловича заимствований с Запада мы практически не знали.
Максим Казаков
Читайте наши статьи на Дзен