Кобыла, Кошка и Дом Романовых
В этом году мы отмечаем 400-летие династии Романовых. В марте 1613 года на престол Рюриковичей взошёл представитель старинного, хотя и не самого знатного рода.
Родоначальником семьи Романовых принято считать Андрея Ивановича Кобылу, боярина великого князя московского Симеона Гордого (1317 -1357). Особых подвигов и свершений за боярином не числилось, но доверием князя он, видимо, пользовался немалым, ибо именно ему Симеон поручил привезти из Твери свою будущую супругу, дочь тамошнего князя.
Неблагозвучное прозвище «Кобыла» родовитые потомки пытались объяснить и «облагородить»: мол, в XIII веке отец Андрея Ивановича, некий князь Гланда Камбила, выехал из «земли прусской» на службу к Александру Невскому. По легенде, прусского язычника крестили и нарекли Иваном, а диковинную «фамилию» новообращённого якобы перепутал нерадивый писарь. Так Камбила превратился в Кобылу, это прозвище намертво приклеилось и к его сыну Андрею. Помните, у Гоголя в «Мёртвых душах»: «Выражается сильно русский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство».
Рассказ о Камбиле-Кобыле – лишь одна из многочисленных баек, своеобразный «пиар» русского боярства. Ещё в XVI веке при составлении родословных книг многие бояре для пущей важности сочиняли красивые истории про своих легендарных пращуров, якобы пришедших на Русь из Европы. Да что бояре, сам Иван Грозный в письме шведскому королю безапелляционно заявлял: «Мы от Августа кесаря родством ведёмся». Надо полагать, швед весьма изумился, узнав о родственных узах, связывающих русского царя и римского императора. К слову, цари Дома Романовых на родство с владыками Рима не претендовали, хотя повод был: фамилия «Романов» перекликается с латинским словом roman (римский). Прусское происхождение Андрея Кобылы опровергал в XVIII веке немецкий историк Август Шлёцер, да и современные исследователи полагают, что на самом деле предки боярина жили в Новгороде или в Костроме. Но документов не сохранились, посему каждый волен выбирать свою версию.
Зато достоверно известно, что Андрей Иванович Кобыла имел пять сыновей: Семён Жеребец (ещё одна «ошибка писаря»?), Александр Ёлка, Василий Ивантей, Гавриил Гавша и Фёдор Кошка. Все они стали родоначальниками многих русских боярских и дворянских домов. Но нас интересует именно Фёдор. Он был советником Дмитрия Донского и его сына, великого князя Василия. Современники отзывались о боярине как о человеке умном и способном. Когда Дмитрий вёл войска на Куликово поле, именно Фёдор Кошка оставался «на хозяйстве» в Москве. Позже боярин участвовал в важных дипломатических переговорах с Новгородом и ханами Золотой Орды.
Потомков Фёдора Кошки позже стали называть Кошкины, они занимали высокое положение при великокняжеском дворе. Дети одного из бояр — Захария Ивановича Кошкина — стали Кошкиными-Захарьиными, а его внуки наконец-то избавились от постылого прозвища. В 1547 году Анастасия Захарьина стала первой – и самой любимой — женой Ивана Грозного, вознеся свой род на небывалую высоту: шутка ли, с самим царём породнились!
Когда в 1598 году умер бездетный государь Фёдор Иоаннович, сын Ивана и Анастасии, прервалась древняя династия Рюриковичей. Завладевший царством Борис Годунов не без основания видел в Захарьиных опасных конкурентов, поэтому, едва утвердившись на вожделенном троне, тотчас расправился с ними. Александр, Василий и Михаил умерли в заключении, но Иван и Фёдор, пройдя через все невзгоды и испытания, пережили своего врага.
Федор Никитич – будущий патриарх Филарет – первым стал называть себя Романовым в честь своего деда Романа Юрьевича Захарьина. Его сын Михаил Фёдорович приходился двоюродным племянником последнему Рюриковичу – государю Фёдору Иоанновичу. Это родство сыграло не последнюю роль в выборе Земского Собора. Михаил Романов стал основателем новой династии, правившей в России с марта 1613 по март 1917 года.
Дмитрий Казённов
Читайте наши статьи на Дзен