Кто эмигрировал из России раньше XIX века
Русская история знает несколько крупных волн эмиграции, каждая из которых была вызвана либо политическими, либо экономическими, либо религиозными соображениями.
Первые волны эмиграции
До XV века Россия не знала такого явления как массовая эмиграция. Напротив — изобилие земель способствовало тому, что люди переезжали из разоренных монгольским нашествием земель на северо-восток — ближе к Москве, либо на северо-запад — в Великое княжество Литовское (в то время там говорили по-русски). На Русь из той же Литвы переезжали и политические иммигранты — литовский князь Довмонт и сыновья великого князя Литовского Андрей, Владимир и Дмитрий Ольгердовичи.
Первая волна эмиграции зафиксирована в русской истории уже во времена Ивана Грозного. На это повлияли внутренние процессы: централизация государства, усиление царской власти, жесткая карательная политика царя. Самым известным политическим эмигрантом времен правления Ивана Грозного стал, конечно, Андрей Курбский, который остался в истории ещё и благодаря своей переписке с Иваном IV.
Курбский бежал в Литву не просто так. Сохранилась переписка витебского воеводы Радзивилла с королем Сигизмундом II, в которой король просит витебского воеводу переслать московскому воеводе (Курбскому) послание, которое может стать началом «приятного начинания», то есть секретной переписки Курбского с литовцами.
Бегство Курбского сложно не воспринимать как измену. Он был осведомлен во всех военных делах Москвы, знал все о дислокации войск и составе русской армии. По приезде в Ливонию он выдал своим новых «хозяевам» ливонских сторонников Москвы, рассекретил московских агентов при дворе короля Сигизмунда, а в марте 1565 году участвовал в литовском походе на Россию.
До XIX века
До XIX века в России было несколько волн миграции, связанных как с политической жизнью России, так и с религиозными реформами. В середине XVII века, сразу же после Собора 1667 года, в России началась религиозная миграция, усилившаяся во время правления царевны Софьи и при патриархе Иоакиме. Самая большая группа религиозных эмигрантов переселилась на земли Речи Посполитой, в балканские владения Османской империи (Молдова и Валахия).
В 1685 году группа староверов-поповцев основала слободу Ветка в белорусском Полесье, под властью польского короля, которая стала 40-тысячным городом, центром старообрядческой эмиграции. После разгрома Ветки русскими войсками в 1764 году, старообрядцы были вынуждены переселиться ещё дальше — в Австрийскую империю.
Сохранялась в XVIII веке и политическая миграция. В 1708 году ушли в Турцию донские казаки-некрасовцы — участники восстания Кондратия Булавина. Султаны Османской империи дали им такие же полномочия, которые те имели под патронажем крымских ханов. В Османской империи некрасовцы поселились в области Добруджа (современные Болгария и Румыния), по соседству с ними жили переселившиеся сюда раньше беспоповцы и липоване. Казаки-некрасовцы соблюдали «заветы Игната» — 170 строгих законов, записанных в «Игнатовой книге».
В XIX веке до Указа об отмене крепостного права эмиграцию из России ещё нельзя называть массовой. Однако в период с 1861-го по 1915 год Россию из-за аграрной перенаселенности покинуло 4,3 миллиона человек: крестьян, ремесленников и чернорабочих.
Религиозная эмиграция
Религиозная эмиграция из России заслуживает отдельного разговора. Начавшаяся в середине XVII века, она продолжалась три столетия. Проследить за религиозной эмиграцией удобнее всего по истории каждого течения.
Так, духоборы, например, отрицают всякую церковную обрядовость и воинскую повинность. Их эмиграция началась в 1841 году. Переезжали русские духоборы в основном в Грузию и Азербайджан, за 4 года было переселено больше 5 тысяч духоборов. В 1887 году на Кавказе была введена всеобщая воинская повинность, в 1895 году среди духоборов начались волнения.
В ночь с 28 на 29 июня несколько тысяч духоборов собрали имевшееся у них оружие, облили его керосином и подожгли под пение псалмов. Тогда вопрос об эмиграции стал ребром. Финансовую помощь духоборам-эмигрантам оказали Лев Толстой, его друг Владимир Чертков и Петр Кропоткин.
Для помощи духоборам Лев Толстой даже специально закончил ранее отложенный роман «Воскресение». В 1898—1899 годах больше 8000 духоборов эмигрировали в Канаду, в неосвоенные районы провинции Саскачеван. Старейшины общины духоборов пророчествовали: «Если царь отпустит духоборцев из своей страны, то он потеряет свой престол, потому что Бог уйдет с духоборцами».
Менноиты
Свой путь к эмиграции был у меннонитов. Они жили в России со времен правления Екатерины II. Императрица обещала немцам и голландцам, которые составляли основу общины, свободу исповедования, но идиллия закончилась в 1874 году, когда вышел закон о всеобщей воинской повинности.
Из одной Таврической губернии переселилось в США до 1876 около 900 меннонитских семейств и почти столько же из Екатеринославской. Меннониты селились компактными общинами в штатах Оклахома, Канзас, Северная и Южная Дакота.
Основным их занятием, как и в России, стало земледелие. Нужно сказать, что меннониты не забывали о своей бывшей родине: в 1919 году они отправили в страну помощь нуждающимся — денежные пожертвования и вещи на 75 тысяч долларов.
Молокане
В середине XIX века началось и преследование молокан. Они ссылались на Кавказ из Воронежской, Тамбовской и Саратовской губерний. Их эмиграция началась в 1874 году, когда был объявлена всеобщая воинская повинность. Служить в армии молокане не могли по своим убеждениям. Для сбора информации молокане отправили в США и Канаду своих «ходоков». Те принесли о заграничной жизни разномастные сведения, но в 1902 году община молокан все же приняла решение об эмиграции в США.
Российская власть проявила к молоканам относительную лояльность: около 60% членов общины получили загранпаспорта, остальные 40% семей имели детей, подлежащих воинской повинности, и им было отказано в выезде из страны. Этим молоканам пришлось нелегально переходить границу с Турцией и Персией.
Серьезную помощь в эмиграции оказали купцы-староверы, комитеты русской интеллигенции, писатели Лев Толстой, Максим Горький. 75% расходов на переселение молокан они взяли на себя. Большая часть молокан осела на западном побережье США, в Калифорнии.
Следуя принципу «не убий» и считая себя «гражданами небесной империи», молокане отвергали солдатчину и войну, а поэтому избегали принятия американского гражданства.
Читайте наши статьи на Дзен