Как Нагорный Карабах стал спорной территорией
До революции 1917 года сплошных этнических массивов не было практически нигде в Закавказье, народы жили смешано. При этом территория будущей Нагорно-Карабахской автономной области была населена в подавляющем большинстве армянами.
В 1918 году новые независимые государства – Грузия, Азербайджан, Армения – начали делить между собою Закавказье. Тогда же начались этнические депортации в регионе.
Положение осложнилось иностранной интервенцией. Как германо-турецкие, так и сменившие их британские оккупанты поддерживали претензии Азербайджана на Нагорный Карабах. Этнические симпатии турок очевидны, а для британцев, вероятно, решающее значение имело желание, поддержав Азербайджан, получить контроль над бакинской нефтью.
Хотя в Карабахе был создан Армянский Национальный Совет, попытка присоединить область к Армении закончилась неудачей. Карабах остался под азербайджанским военным контролем.
В 1920 году произошла советизация обеих республик. Однако спор за Карабах продолжился теперь между коммунистами той и другой. Характерно, что российские большевики тоже поддержали Азербайджан.
За Турцию
Правда, они руководствовались другими мотивами. Азербайджан был частью тюрко-мусульманского мира, в котором большевики хотели разжечь антиимпериалистическую революцию. Поэтому им было важно показать, как советская Россия выполняет справедливые национальные требования тюрок и мусульман.
Кроме того, у РСФСР сложились хорошие отношения с кемалистской Турцией. Это был один из важнейших прорывов кольца международной изоляции, в котором оказалась советская власть.
Поэтому Кавказское бюро (Кавбюро) ЦК РКП(б) в июле 1921 года решило армяно-азербайджанский спор в пользу Азербайджана, передав ему Нахичевань и Карабах. За Арменией сохранялся только Зангезурский «коридор», отрезавший Нахичевань от остальной части советского Азербайджана.
Исчезнувшая территория
В Нагорном Карабахе в 1923 году была создана автономная область (НКАО) в составе Азербайджана. При этом в неё не была включена довольно большая полоса компактного проживания армян к северу от НКАО. Интересно также то, что на картах 1926 года НКАО имеет стык с Арменией.
Однако на картах последующих годов издания этот стык исчезает. В результате произвольного административного «уточнения границ» НКАО оказалась со всех сторон окружённой Азербайджаном.
Советская национальная политика характеризовалась строительством титульных наций союзных республик (кроме РСФСР) путём ассимиляции нацменьшинств и депортации чуждых этнических элементов.
Так, если до 1917 года Зангезур был примерно поровну населён армянами и азербайджанцами, то уже к 1941 году он стал почти исключительно армянским, а Армения – самой этнически однородной республикой в составе СССР.
Дискриминация русских и талышей
В свою очередь, коммунистические правители Азербайджана дискриминировали русских и талышей, которые поэтому не имели возможностей пробиться в элиту республики. Талыши вообще исчезли из официального списка народов СССР к переписи 1970 года.
Исчезла постепенно и полоса компактного проживания армян к северу от НКАО. В городах Азербайджана (Баку, Сумгаите, Гяндже, при советской власти – Кировабаде) издавна жило много армян, но они также не имели права на административную карьеру.
На этом фоне очевидно, что автономия НКАО позволила сохраниться там армянскому большинству. По всесоюзной переписи 1926 года, 89,2% населения Нагорного Карабаха составляли армяне, 10,1% – азербайджанцы.
Попытки этнической ассимиляции и заселения области азербайджанцами предпринимались все время советской власти. Несмотря на это, по последней всесоюзной переписи 1989 года, армян в НКАО было 76,9%, азербайджанцев – 21,5%.
В Армении и среди армян НКАО курс Баку на изменение этнического баланса в крае всегда вызывал острое раздражение. Область считалась дискриминируемой. Несправедливым казалось и то, что Нахичеванский анклав внутри Армении был АССР в составе Азербайджанской ССР, а Нагорный Карабах – по сути, аналогичный армянский анклав внутри Азербайджана – имел статус только автономной области, при этом в составе не Армении, а всё того же Азербайджана.
В свою очередь, азербайджанцы считали, что в НКАО армяне установили региональный режим этнократии, и рассматривали себя в области как дискриминируемое меньшинство.
Армянская партийная верхушка и творческая интеллигенция – как республики, так и автономной области – неоднократно, в периоды либерализации власти КПСС, выступали инициаторами пересмотра статуса НКАО.
Причём этот пересмотр трактовался ими однозначно: НКАО должна быть изъята из-под юрисдикции Азербайджана и передана Армении (как варианты: в состав РСФСР или получить статус союзной республики). Иногда в эти требования добавлялось, что и Нахичевань следует передать Армении (правда, с сохранением статуса АССР).
Передать Армении
Первую попытку такого рода предпринял первый секретарь ЦК КП Армении Арутинов в 1945 году. В 1963-1966 годах подобные обращения неоднократно направлялись в адрес сначала Хрущёва, потом сменившего его Брежнева.
Последнее было подписано первым секретарём ЦК КП Армении Кочиняном и предсовмина республики Мурадяном. Следует отметить, что азербайджанское партийное руководство не выступало со встречными инициативами о ликвидации НКАО.
Обстановка вокруг НКАО в середине 1960-х накалялась. В 1965 году в Ереване прошли несанкционированные митинги с требованиями «справедливого решения» карабахского вопроса.
Масштабные столкновения
Своего пика кризис достиг в 1967 году, когда в Степанакерте произошли кровавые столкновения. Тогда шёл суд над тремя азербайджанскими похитителями и убийцами восьмилетнего армянского мальчика. В итоге одного обвиняемого приговорили к расстрелу, второго – к 15 годам тюрьмы, третьего оправдали.
Толпа армян, возмущённых мягким, на их взгляд, приговором, напала на конвой, везший подсудимых, и убила всех троих.
Вслед за этим в Степанакерт были введены части республиканского МВД, предотвратившие более масштабные столкновения. Приговор суда в Баку над зачинщиками беспорядков (осуждено 19 человек, из них пятеро приговорено к расстрелу) показался армянам национальной местью азербайджанцев.
Вслед за этим, ставший в 1969 году первым секретарём Азербайджана бывший председатель КГБ республики Алиев пытался проводить политику заселения НКАО азербайджанцами.
Для разрядки межнациональной напряжённости, росшей в НКАО весь советский период, не было сделано ничего. При масштабной либерализации, начатой Горбачёвым, копившиеся десятилетиями кровные национальные обиды не могли не вырваться наружу.
Читайте наши статьи на Дзен