Зачем русский царь жёг музыкальные инструменты
Борьба за благочестие и духовное спасение народа порой принимает неожиданные формы. Об охоте на ведьм времен инквизиции знают все, а вот о том, что в XVII веке на Руси с той же целью жгли балалайки, — лишь немногие. Инициатором уничтожения стал светлейший царь Алексей Михайлович.
Набожный потомок царя Михаила Фёдоровича, придя к власти, решил всеми силами бороться с процветающим в народе развратом. В связи с этим Алексей Михайлович в одном из первых своих указов от 1648 года провозгласил борьбу с «бесовскими деяниями и игрищами».
Нечистыми действиями считались купание в грозу, загадывание загадок, рассказывание сказок и разных небылиц. К разряду «бесовских» были отнесены шутливые песни, пляски и даже игра в шахматы. Больше всего пострадали музыканты, бродячие артисты и скоморохи. Вся их деятельность отныне выходила за рамки законной.
Наказание за волхвование
Алексей Михайлович рассудил так: любые развлечения на ярмарках и в увеселительных заведениях приводят к лени и пьянству, а значит, отвлекают простой народ от труда и церковных служб.
Долгое время скоморохи оставались проводниками язычества на Руси. Они поклонялись собственному божку и всячески этим смущали народ. Свои ценности скоморохи проводили и в своих представлениях. Отсюда настоящие опасения царя.
Указ передан воеводе Бутурлину. За ослушание скоморохов полагалось бить кнутами, а их «дьявольские сосуды» — гусли, балалайки и волынки — сжигать.
Так в середине XVII века на Руси началось гонение скоморохов, гусляров и лицедеев, а также сжигание балалаек и других музыкальных инструментов. Не имея возможности зарабатывать на хлеб, народные артисты стали переезжать «на Украйну».
Иногда их туда выселяли насильно. Вот так «окраинные» территории Руси и стали заселяться гусельниками, балалаечниками, артистами и сказочниками.
Читайте наши статьи на Дзен