Зачем купцов разбивали на гильдии
Задолго до введения в России гильдий, отечественные торговцы и купцы объединялись в различного рода союзы и корпорации, что вполне естественно, для столь рискованной, даже в наши дни профессии.
В XVI-XVII веках наиболее активная часть купцов и посадских людей, занимавшихся торговлей, была разделена по имущественному признаку на первостатейных, средне-статейных и третье-статейных.
Деление на гильдии было введено в Российской империи вместе с реформами Петра I, а само слово «гильдия» пришло из практики европейских торговых союзов, в частности, знаменитого Ганзейского союза.
Основание гильдий в России при Петре
При проведении реформ сверху, со стороны государства, оформление гильдий с самого начала имело две цели – фискальную для обеспечения большего сбора налогов, и управленческую, через прикрепление торгового люда к определённым местам, посадам и оформления сословий.
Вообще, внутренняя политика российских императоров XVIII века имела совершенно явную целью оформления, упрочнения и регламентации сословной системы, которая являлась не просто средством упорядочения отношений внутри общества, но и позволяла обеспечить внутреннее самоуправление внутри каждого сословия.
В те времена, государство не обладало ещё достаточно многочисленным и обширным бюрократическим классом и опиралось на органы самоуправления, существовавшие в каждом из сословий.
Первым шагом Петра в направлении создания гильдий, стал указ от 1709 года, который приписывал всех занимающихся торговлей и ремеслом к городским посадам, закрепляя их за определённой территорией. В утвержденном в 1719 году регламенте Коммерц-коллегии устанавливались в рекомендательном порядке «гильдии».
Новая схема имущественного деления торговых людей взяла за основу прежнее статейное или степенное разделение жителей посада. В последующие годы система разделения на гильдии претерпевала неоднократные изменения и окончательно оформилась при Екатерине Второй.
Гильдии купцов при Екатерине Второй
Манифестом 1775 года императрица разделила городское население на собственно мещан, обладавших капиталом менее 500 рублей и купцов, которые в свою очередь подразделялись на три гильдии, в зависимости от заявленного «по совести», то есть, с их собственных слов, капитала.
Будучи освобождены от подушной подати, купцы трех гильдий должны были платить сбор размером в 1% от заявленного капитала. Жалованная грамота городам 1785 года дополнила манифест и дала купцам различных гильдий монопольное право на ведение того ли иного вида торговой и промышленной деятельности.
Первая гильдия состояла из купцов с капиталом более 10 тысяч рублей и ее члены обладали правом заграничной торговли и владения морскими судами. Вторая гильдия – капитал от 1 до 10 тысяч рублей, с правом владения фабричными производствами и речными судами.
Соответственно, третья гильдия имела капитал от 500 до 1000 рублей, а её члены занимались малой торговлей и ремеслом, содержали трактиры и постоялые дворы. Несмотря на то, что в дальнейшем система разделения купечества на гильдии неоднократно пересматривалась, менялись размеры сборов, а также правила отнесения к третьей гильдии, которая и вовсе было ликвидирована после отмены крепостного права, в целом, в своих основных принципах гильдии окончательно сформировались при Екатерине Второй.
Расцвет гильдий пришелся именно на период от времени правления Екатерины Второй до отмены крепостного права, после чего с началом формирования капиталистических отношений, принадлежность к гильдиям носила скорее символический характер, вплоть до падения империи в 1917 году.
Зачем учредили
Основная идея разделения купечества на гильдии, заключалась в том, что различным гильдиям давались разные привилегии, как материального, так и символического характера. Чем выше гильдия, тем большее привилегий и возможностей, что стимулировало купцов не скрывать размер своего капитала «по совести».
Члены купеческого сословия освобождались от подушной подати и рекрутской повинности, а члены первой и второй гильдий даже от телесных наказаний. Принадлежность к более высокой гильдии, давала возможность осуществлять новые виды торговли и ремесленной, промышленной деятельности.
Серьёзным стимулом для включения купцов в более высокую гильдию, а значит и для повышения налоговых сборов в пользу государства, стали символические привилегии. Принадлежность к высшим гильдиям давала возможность пользоваться теми или иными правами, доступными для дворянского сословия и высшего общества, а члены первой гильдии имели больше шансов на получение дворянского титула.
Гильдии обладали своим собственным самоуправлением, занимавшимся сбором налогов и выдачей купеческих свидетельств, что играло на руку государству, которое предпочитало опираться на подобные объединения внутри каждого сословия.
Помимо прочего, уже в пореформенный период в 1860-1880 годы, с развитием земского местного самоуправления, купеческие торговые объединения и их предводители, стали одной из основ формируемых в стране земств, сыграв большую положительную роль для государства в целом.
Как в ранее существовавших купеческих объединениях, так и в гильдиях, оформились свои собственные понятия о сословной чести, о верности купца своему слову. Без сомнения, подобные внутренние установления среди российского купечества пошли на пользу не только экономике государства, но и культурному развитию, нравственному состоянию общества.
Все это не могло появиться вне собственных сословных союзов купцов, то есть, тех самых гильдий.
По разным причинам, купеческие гильдии и само купечество как особое российское сословие, отличное от европейской буржуазии, не смогли вписаться в российскую капиталистическую экономику образца второй половины XIX — начала XX века и это сыграло свою роль в будущей трагической судьбе империи.
Читайте наши статьи на Дзен