Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2013-05-07 20:30:35

Совсем нехитрое место

Хитровка. Когда произносишь это слово, сразу вспоминается или навевается, как удобней, что-то свое, родное, что-то совсем, совсем московское, аутентичное, благозвучное и… почти исчезнувшее.

Действительно, панорама Хитровки сейчас начисто выбита из московского ландшафта сталинской застройкой и гигантским железным забором, перекрывающего добрую половину всей площади. А раньше было по-другому. Раньше Хитровка собирала целые скопища москвичей и приезжих: кто за чем, и было это место одним из самых злосчастных мест в Москве.

После Отечественной войны 1812 г., когда от Москвы после пожара практически ничего не осталось,  на рассматриваемом месте располагались два добротных московских домовладения, которые начисто выгорели. Владельцы этих участков не стали тратиться и восстанавливать свои сгоревшие жилища и отдали эту территорию под ведомство города.

В 1824 г. данную территорию приобрел некто генерал-майор Николай Захарович Хитрово, герой войны с Наполеоном. Весьма колоритный персонаж: и героем он был, и меценатом, и в ссылках побывал, и библиотек понаосновывал, в общем, пожил от души. Кстати, его дом-особняк до сих пор сохранился на углу Яузского бульвара и Подколокольного переулка (во дворе огромного сталинского дома, захотите — сходите). Но сейчас не об этом.

Итак, этот некто генерал-майор на собственные деньги, на месте приобретенных участков, устроил целую роскошную площадь и подарил городу. Место, в честь Николая Захаровича, москвичи с любовью стали называть сперва Хитрово, а затем еще проще — Хитровка.

Николай Захарович обустроил площадь, как торговую: со стороны Подколокольного переулка были воздвигнуты новые торговые каменные ряды, в центре располагались небольшие деревянные лавки мещан, также было устроено небольшое подворье для неимущих, которые смогли бы здесь жить за низкую ренту. На самой площади были организованы газоны, цветники, за площадью, ближе к Яузскому бульвару, был разбит сад.

После смерти генерал-майора в 1827 г., все каменные лавочные строения, сформировавшие площадь, отошли новым владельцам — купцам. В несколько видоизмененном виде, некоторые здания Хитровской площади дошли до наших дней (дома 10, 12 стр. 1, 2 по Подколокольному пер., дом 1 в Певческом пер., дома 11, 3 по Хитровскому пер.). В итоге к середине XIX века в Москве сложилась прекрасная торговая площадь на территории Белого города, ограниченная с севера Хитровским переулком, а с юга — Подколокольным переулком. Причем, при устройстве площади слегка пострадал, а точнее укоротился, Трехсвятительский переулок, который, уже впоследствии, был переименован в Хитровский переулок.

В конце XIX века Хитровка стала поистине «злачным» местом: здесь скупалось краденное, устраивались ночлежки, описанные во многих произведениях русских классиков.

Здесь же в 1880-е гг. была организована одна из первых в Москве биржа труда, в основном для освобожденных от крепостного права крестьян. Вместе с бичующими крестьянами на площадь перекочевали кабаки, гремевшие до утра, сюда же сходилась вся московская бандитская, мелко-уголовная, так сказать, свора. По описаниям современников, на Хитровке в конце XIXвека можно было купить все что угодно: лечебные препараты,  заморские овощи и фрукты, антикварную мебель и т.д.

В 1902 г. Константин Сергеевич Станиславский так описывал Хитровку: «В самом центре большой ночлежки находился тамошний университет с босяцкой интеллигенцией. Это был мозг Хитрова рынка, состоявший из грамотных людей, занимавшихся перепиской ролей для актеров и для театра. Они ютились в небольшой комнате и показались нам милыми, приветливыми и гостеприимными людьми. Особенно один из них пленил нас своей красотой, образованием, воспитанностью, даже светскостью, изящными руками и тонким профилем. Он прекрасно говорил почти на всех языках, так как прежде был конногвардейцем. Прокутив свое состояние, он попал на дно, откуда ему, однако, удалось на время выбраться и вновь стать человеком. Потом он женился, получил хорошее место, носил мундир, который к нему очень шел.»

Известный москвовед и историк В.А. Гиляровский так описывал происходящее на Хитровке:

«Полицейские протоколы подтверждали, что большинство беглых из Сибири уголовных арестовывалось в Москве именно на Хитровке. Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии. В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдёт, а чужому незачем сюда соваться! И действительно, никакая власть не смела сунуться в эти мрачные бездны.»

В советское время преступность на Хитровке дошла до своего апокалиптического размаха, здесь подрезали монетами сумки, стаскивали кошельки из внутренних карманов пиджаков и пальто, часто здесь происходили драки, нередко заканчивавшиеся кровопролитием, а иногда и убийствами. В 1920-х годах  Хитров рынок был полностью зачищен, а на его месте был разбит сквер, ночлежки были также «зачищены» от босяков, на место коих вселяли трудовой народ. В 30-х годах на площади было выстроено здание школы, которое стало Электромеханическим техникумом, здание которого было снесено в 2008 г., и сейчас площадь украшает металлический забор, оставшийся от стройки.

В планах города есть разработка по восстановлению ансамбля Хитровской площади, воссоздание доходных зданий и подворий.

Илья Удовенко

 

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: