Раскол католиков и православных: какую роль сыграла политика
Зародившееся на периферии римской империи христианство через триста с лишним лет стало обретать статус официальной религии. Свой путь в Рим вероучение начало через эллинский мир, поэтому первоначальным его языком был греческий. До 325 года христиане в той или иной форме подвергались гонениям, однако император Константин I избавил их от этой участи.
Он же перенес столицу огромной державы на восток — в древнегреческий город Византий, который позже стал называться именем самодержца.
Пока единое государство не распалось в 395 году на две части со столицами в Риме и Константинополе, епископы империи провели два Вселенских собора для поддержания согласия во всем христианском мире. Однако провозглашённые постулаты единой, святой и апостольской церкви после развала государства не выдержали испытания временем.
Культурные расхождения
Различия между Римом и Константинополем, связанные как с языковой разобщенностью, так и с внешнеполитическими условиями, стали влиять на взаимоотношения внутри тогда ещё единой церкви. Западная Римская империя говорила преимущественно на латыни, Восточная — на греческом языке.
Стоит отметить, что первоначально термин «католичество» имел греческое происхождение и являлся, по сути, эквивалентом православия. Им обозначали всеобщность в качестве эпитета святой и апостольской, то есть истинной церкви.
В свою очередь, ортодоксами (православными) называли всех христиан, поскольку с греческого слово переводилось как “правильное мнение”. Таким образом подчеркивалось отличие христиан от язычников, гетеродоксов (от heteros — другой, и dokeo — верю).
Со временем части некогда единой империи стали понимать друг друга все меньше. Уже с V века мало кто в Риме мог говорить по-гречески. Так, влиятельный для латиноязычного мира богослов Блаженный Августин (354-430) почти совсем не знал эллинского языка. Латынь была официальным языком Византии вплоть до VII века, после чего о ней стали забывать.
Сохраняемая общность
Помимо лингвистической разобщенности на Рим и Константинополь влияли внешние факторы, до поры до времени их объединявшие. Византийские епископы действовали внутри централизованного государства, в котором единство христианского мира воплощалось в фигуре императора.
В то же время священнослужители Рима существовали в условиях коллапса империи, вызванного варварскими нашествиями.
Но именно эти различия, которые первоначально способствовали сплочению христианского мира, затем стали его разобщать. До середины VIII века римские епископы видели в византийском императоре естественного союзника против варваров и избегали открытого разрыва с Константинополем.
Папские амбиции
Римские священники с VI века присвоили себе титул глав церкви — пап. При этом западные богословы ссылались на святого Петра, который был первым епископом. Пользуясь отсутствием на Западе сильной светской власти, папы стали независимыми церковными и мирскими правителями в Риме и его округе.
Папство укрепляло свою власть над епископатом и всей церковной иерархией. Уже Григорий I (590—604) именовал себя вселенским главой церкви, отказывая константинопольскому патриарху в подобном титуле. Папские амбиции встречали сопротивление как внутри церковной иерархии, так и со стороны главы восточной церкви и византийского императора.
Надвигающийся раскол
К IX веку между двумя империями с различным политическим строем, языками и конфессиями было мало общего. В это время произошло столкновение между папством и патриархией, ставшее началом раскола. Конфликт был связан с именами патриарха Фотия, с одной стороны, и папы Николая I — с другой.
В 857 году византийский император Михаил III низложил патриарха Игнатия и возвёл на патриарший престол угодного ему Фотия. Папа Николай I не согласился с этим, предъявив также ряд территориальных претензий, сославшись на их незаконное отторжение в прошлом. Михаил III ответил отказом.
Кроме того, папа пытался подчинить своему влиянию церковь во вновь обращённых славянских странах, в частности в Болгарии. На этой почве возник острый спор, приведший к фактическому размежеванию западной и восточной церквей в области догматики.
Великая схизма
В середине XI века папство заметно усилилось, в союзе с норманнами и германцами ему удалось частично вытеснить Византию из Южной Италии. Понтифик Лев IX назначил в Сицилию своего архиепископа, что грозило Константинополю опасностью потери целой епархии.
В ответ на это патриарх Михаил Кируларий перешёл в наступление, распорядившись о введении богослужения по греческому образцу в латинских церквях Константинополя.
Кроме того, он предупредил епископа Южной Италии о том, что Рим «отступил» от догматической и культовой ортодоксии.
Папа Лев IX не оставил эти события без внимания, отправив патриарху грозное послание, в котором предостережения перемежались с угрозами. Однако Кируларий не отреагировал на выпады в свой адрес.
После этого папа прислал в Константинополь своих легатов (послов) с требованием восстановить «законные права» папства на Иллирию и Болгарию, но патриарх попросту отказался вступать с ними в переговоры. Тогда посланники Рима возложили на алтарь храма святой Софии папскую буллу, в которой Кируларий и его последователи объявлялись еретиками.
Патриарху ничего не оставалось сделать, кроме как созвать собор, который охарактеризовал легатов как «нечестивых людей», «пришедших из тьмы запада в царство благочестия». Посланники папы и он сам были преданы анафеме. Впоследствии эти события, произошедшие в 1054 году, были названы Великой схизмой (расколом).
Хотя церкви разошлись ещё в XI веке, датой окончательного разрыва между православием и католичеством можно считать 1204 год, когда крестоносцы захватили Константинополь.
Последующие попытки сближения успехом не увенчались. Взаимные анафемы, провозглашенные еще в 1054 году, были сняты с обеих церквей только в 1965 году после встречи папы Павла VI и Константинопольского патриарха Афинагора I.
Читайте наши статьи на Дзен