Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2013-06-07 16:08:04

«Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут..»

3 июня 1884 года – день венчания Великого князя Сергия Александровича и принцессы Гессен-Дармштадской. В это день был издан Царский манифест Александра III «… Возвещая о сем радостном для НАШЕГО сердца событии и повелевая супругу Великого князя Сергия Александровича именовать Великою княгинею Елисаветою Фоедоровною, с титулом императорского высочества…»

Выбор невесты для Великого князя был предопределен давно. Принцесса Элла – будущая Великая княгиня Елизавета Федоровна, происходила из того же рода, что и его мать – императрица Мария Александровна. Впервые Сергий увидел Эллу в 1865г., когда ей был лишь год, он гостил вместе с матерью у Дармштадских родственников. Особенно сюда тянет его после смерти матери в 1880г. Маленький Дармштадт – столица герцогства, где жила его невеста, хранил память и о дорогой матери, сохраняя следы ее былого присутствия. Бывшая воспитательница Великого князя А.Ф.Тютчева, узнав о выборе Сергия, пишет ему:

«Какое ручательство за Ваше счастье, что эта новая любовь, которая должна наполнить Вашу жизнь в будущем, расцветает под эгидой любви к Вашей Матери, наполнявшей Ваше детство и юность». В феврале 1883г. Великий князь Сергий Александрович направляется в Дармштадт для официальной помолвки.

И оттуда, любимому брату Павлу Александровичу летят письма, полные любви и нежности к Элле: «Ты знаешь, как мне не достает тебя, мой дорогой Цып. Так хотелось бы разделить с тобою все эти радостные минуты… Время идет отлично. Элла, если можно, еще красивее. Мы с нею много сидим вместе; по утрам она в моей комнате, и я ее немного учу по-русски, очень забавно. Даже заставляю писать… Мы уже гуляем одни по всему Дармштадту…» Все окружение Великого князя поддерживало его в этом выборе. 19-летня невеста Великого князя религиозна, но воспитана как лютеранка, сможет ли она воспринять новую для себя веру, ступив на русскую землю?

Бывшая фрейлина покойной императрицы и воспитательница ее младших детей писала в эти дни Сергию Александровичу:

«…Так как Вашей невесте 19 и она давно, конечно, сформировалась…. Она не переменит своей религии до того, пока не соединится с Вами. Но я убеждена, что если Вы будете любить друг друга истинною любовью и благодаря Вашей любви к ней она узнает и поймет Россию и нашу Святую Церковь, она не захочет и не сможет остаться отделенною от Вас в том, что соединяет души… Единение в той же вере, в той же Церкви – это высшее освещение брака, без которого, все остальное неполно, но которое одно может заменить все остальное».

Письмо это Великий князь хранил у себя до самой смерти. Элла примет православие, сознательно, обдуманно с истинным убеждением. Через 7 лет брака, 13 апреля 1891г. в субботу перед Вербным воскресеньем, будет совершен обряд присоединения принцессы Эллы Гессенской к православной Церкви. Но все эти годы он будет ждать, молитвенно, с надеждою, не торопя ни словом, но надеясь.
А пока, оставалось немного до свадьбы и Великому князю Сергию Александровичу предстояло еще обзавестись собственным домом, куда он привезет жену, и обустроить его с достоинством своего положения.
Торжества намечены на июнь. Великий князь Сергий Александрович отправляется на встречу невесты на границу в Вержболово, отсюда, нервничая, пишет срочную телеграмму брату Александру III «хотел просить Тебя, в день ее приезда в Петергоф чтобы она была встречена с крестом и св. водою».

Венчание совершилось в Большой церкви Зимнего дворца главой придворного духовенства протопресвитером Иоанном Янышевым. Царственная невеста в платье из серебряной парчи и малиновой бархатной мантии с горностаевым мехом, с бриллиантовой диадемой и великокняжеской короной была прекрасна.

А впереди были годы счастливого брака, радостей, побед и испытаний. Огромный путь страданий от смерти Великого князя до Алапаевка предстояло пройти будущей преподобномученице Великой княгине Елисавете. Но верится, что любовь их вместе с ними перешла в вечность, потому как только «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знания упразднятся».

Людмила Шумская, Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: