Хан Берке: каким на самом деле был внук Чингисхана
Хан Берке, малоизвестный широкой общественности реальный исторический персонаж, жил в XIII веке, когда произошло монголо-татарское закабаление русских земель.
Как и его дед Чингисхан, основавший крупнейшую в человеческой летописи континентальную Монгольскую империю, Берке всю жизнь вёл воины, но в 1257 году, став правителем Золотой Орды, фактически вышел из состава созданного его знаменитым предком государства.
Характер
Берке, который, по мнению ряда историков никогда не носил титула хана, смог прибрать власть к рукам благодаря целеустремленному характеру, сметавшему на пути к успеху все преграды.
К числу таких препятствий относились сын и внук его родного брата Батыя (Бату), которые по его приказу были отравлены и устранены с политического горизонта после внезапной смерти их отца и деда. Незавидная участь постигла и жену Батыя, которую Берке подверг жестокой казни – её посадили в наполненный кошками мешок, завязали и бросили в море.
У самого желтолицего Берке с жидкой бородкой и зачёсанными за оба уха волосами было три жены, но ни одна из них не смогла родить ему наследника, который наверняка тоже бы страдал наследственной ломотой в ногах. Достоверно неизвестно, сколько вообще у него было детей, но в анналах сохранилось имя только одной дочери Урбай-хатун.
Ислам
Одним из основных достижений Берке считается исламизация языческих монгольских племён, входивших в состав Золотой Орды. Поскольку поклонение разным богам не способствовало сплочению общества и образованию крепкого культурного ядра Берке решил исправить ситуацию, объявив мусульманство официальной религией своего государства.
Вместе с новой верой в Золотой Орде утвердился тюркский язык в его кипчакском диалекте, появились традиционные культовые сооружения и запрет на употребление свинины. Кроме того произошли значимые изменения в направлении вектора внешней политики, который переориентировался с монгольских соседей на исламский мир.
Союз с Египтом
Междоусобица, разразившаяся на территории бывшей могущественной Монгольской империи, подтачивала военные силы Берке, которому приходилось искать соратников из числа мусульманских стран. Однако в этот период истории у них были серьезные проблемы с обороной — один за другим под натиском монголов пали религиозные центры Дамаск и Багдад, где базировались халифаты западных и восточных мусульман.
Видя, что монголы набирают мощь, Берке вступил в союз с Египтом и обязался помогать ему на фронте, для чего были необходимы большие финансовые и человеческие ресурсы.
Отношения с Русью
Для решения этих вопросов в подвластных ему русских княжествах был объявлен сбор дани: десятины — налога с князей в размере десятой части их дохода, и тагмы – воинской повинности для каждого десятого мужчины.
Процесс этот был быстрым, поскольку за несколько лет до этого на Руси была проведена повсеместная перепись всего мужского населения, достигшего 16-ти летнего возраста, с целью создания военных округов по образцам монгольской десятеричной системы.
Не имевшие политического веса земли безропотно исполнили приказ правителя, так же, как и испытавшие на себе безжалостные действия карательной операции 1252 года жители Муромского, Рязанского и Владимиро-Суздальского княжеств.
Единственным городом, выдвинувшим своё условие, был не подвергнутый прямому покорению Новгород, соглашавшийся делегировать своих воинов в армию Берке, если он поможет им справиться с литовцами.
Владыка Золотой Орды помог новгородцам одолеть западных врагов, а вольнолюбивые горожане в ответ послали к нему оговоренное войско, уплатили дань, но отказались проводить на своей земле перепись, прогнав из неё монгольских переписчиков.
Узнавший о бунте владимирский князь Александр Невский, имевший ярлык от хана на управление русскими землями, прибыл с вооружёнными дружинниками в Новгород и «уговорил» их подчиниться воле Берке.
После этого во всех городах русского государства появились охраняемые стражниками баскаки, то есть представители хана по сбору налогов, которые пользовались на завоеванной территории неограниченной властью.
Христианство
Жестоко расправляясь с населявшими Золотую орду несторианами, последователями одной из ветвей христианства, признаваемой Византией ересью, Берке установил прекрасные отношения с иерархами православной церкви на Руси.
Всячески поощряя их деятельность, он предпочитал заигрывания со священнослужителями, имеющими духовную связь со всем населением страны, а не с князьями, владевшими умами людей, живущих только в рамках одного княжества.
В сотрудничестве с лояльным митрополитом Кириллом Берке учредил епархии и покровительствовал строительству по всей Руси большого числа храмов, монастырей, церковных школ. Кстати в столице Золотой Орды — городе Сарай наряду с мечетями и медресе располагался православный собор, являвшийся центром Сарайской и Подонской епархий.
Смерть
Как истинный полководец, Берке встретил свою смерть на поле боя, когда после 14-ти дневной перестрелки из луков с войсками Абага, он решил совершить неожиданный манёвр и форсировать Куру около Тифлиса.
Но воплотить план в действие не удалось, поскольку по пути он простудился и умер, а обезглавленное войско предпочло ретироваться, чтобы доставить тело своего главнокомандующего на родину.
Читайте наши статьи на Дзен