«Битва под Оршей»: какие тайны скрывает это полотно
Батальное монументальное полотно «Битва под Оршей» является уникальным экспонатом коллекции Национального музея в Варшаве. К сожалению, историкам искусства до сих пор не удалось прийти к единодушию в идентификации автора. Мастер в деталях описал историческое событие 8 сентября 1514 года. Именно тогда произошло сражение между объединенными польско-литовскими войсками и армией Княжества Московского во время Русско-литовской войны.
Восточный колорит русской армии
Археолог Кирпичников очень точно определил значение данного произведения: «наша воинская иконография не знает столь выразительного документа». Художник достоверно изображает обмундирование русской армии, отмечая её восточный колорит. Подтверждением могут служить списки имущества, упомянутые в завещаниях бояр и дворян начала XVI века, которые те составляли перед военным походом.
В «духовных» нередко можно было встретить «ориенталистские» доспехи, «шоломы шемохейские», сабли «турские», «кизилбашские», «черкасыше». Зачастую, в качестве доспехов использовали кольчато-пластинчатые бехтерецы «с бармицей» и «без бармицы», также популярностью пользовался кольчужный «пансырь».
Был весьма разнообразен и ассортимент защитных головных уборов: «ордынские» остроконечные войлочные шапки, металлические шлемы восточного типа, а также московские и литовские.
Боярские дети использовали более дешёвый вариант — мягкие доспехи «тегиляй толстый», «тегиляй камчатый» и «тегиляй бархатный», которые иногда надевали на металлические доспехи. Основным вооружением русских воинов был саадак, который состоял из лука, налуча и колчана со стрелами. Также широко использовали и копья, топоры, клевцы, булавы, шестопёры, метательные сулицы-джериды.
Оружие Польско-Литовских войск
Что же касается изображения вооружения и экипировки союзных польско-литовских войск на картине «Битва под Оршей», то стоит обратить внимание на некоторые неточности, которые допустил мастер в своей работе.
Верно определив расстановку войск во время сражения, художник некорректно изобразил их обмундирование. За щитоносцами он расположил ландскнехтов, вооружённых холодным оружием и аркебузами со сфероконическими чешуйчатыми шлемами на головах.
Вероятно, при сборе материала для будущей картины, во время изучения гарнитуров доспехов, художник случайно выбрал и доспехи для пешего турнирного боя. Также он обошёл своим вниманием польско-литовских драбов, отдав предпочтение только европейским пехотинцам-ландскнехтам.
Споры о пушке
На картине изображены одиннадцать пушек-фельдшлангов, стоящих перед пехотой, и две пушки — в ельнике. Здесь присутствует и тяжелая артиллерия — пушка-кулеврина (калибр до 200 мм 320). Это вызывает сомнение, ведь вряд ли неповоротливую пушку-кулеврину с низкой скорострельностью могли использовать в данном сражении.
Кстати, изображение этой пушки стало причиной многолетних споров о том, неизвестный художник переписал орудие с гравюры Альбрехта Дюрера (1518 года) или наоборот. Существует и третья версия, что художники, работая каждый над своим произведением, обращались к одному и тому же источнику.
Также на картине изображены гусары («рацеи»), вооружённые тонкими копьями, «венгерскими» трапециевидными щитами и саблями, славившиеся своей мобильностью. Польские хоругви имели лучшее вооружение по сравнению с литовской конницей.
Основным защитным облачением являлись кольчужный доспех «пансырь», шлем «прилбиц», щит венгерского типа «тарч»(«павезка»). Широко применялось и холодное оружие: тесак, меч, сабля, копье –«древце с флажком» и дротики «сулицы».
Помимо этого, в литовском войске (а также на картине «Битва под Оршей») можно было встретить отряды литовских татар и конных лучников, одетых «по-татарски» (modo Tartarico). Тяжеловооруженные рыцари –«копийники» были снаряжены копьями — лэнсами и защищены доспехом «максимилиановского» стиля.
В данном произведении мастер добился убедительного портретного сходства с главными героями реальных событий. Бытует мнение, что и собственный автопортрет художник изобразил в гуще событий. Предположительно, это изображение безоружного человека, сидящего на берегу реки.
Читайте наши статьи на Дзен