Самые страшные зимы, которые пережила Россия
С самых древних времён все иностранцы, путешествовавшие по территории России, при описании своих впечатлений упоминали о суровых местных зимах и народе, который изумительным образом приспособлен жить в этих условиях. Но порой природа сковывала страну такими аномально сильными морозами, что тяжело приходилось даже аборигенам.
Летописные данные
О том, какой климат царил на Руси, когда ещё не велись метеорологические наблюдения, современники могут узнать из летописей.
Изучая гидрологию Южной России, академик Евгений Оппоков обнаружил в исторических источниках сведения, что в 355 году морозы в этом регионе были столь рьяные, что в бутылях леденело вино, птицы замерзали налету, а снег накрывал землю покрывалом «в семь локтей».
Некоторые летописи содержат конкретную информацию относительно отрицательных температурных рекордов, например, «Русский хронограф» фиксировал что, в 742 году «зима бысть люта: Понтьское море померзе на 30 локоть, а снег паде на нем 20 локоть».
Другие лишь опосредованно повествовали о них, к примеру, описывая, как 1443 году по улицам городов склонялись голодные люди, попавшие в такую сложную ситуацию из-за неурожая, связанного с катастрофическими морозами.
Стояние на Угре
Историк Сергей Соловьев, рассказывая о событиях 1480 года, известных в анналах под названием стояние на реке Угре, отмечал, что зима в тот год наступила уже 26 октября, заковав в лёд водную преграду. Разыгравшиеся настолько, что мешали «даже смотреть» лютые морозы «обезоружили» войско хана Ахмата, который 11 ноября принял решение бежать с уцелевшими от холода и болезней бойцами, тем самым положив конец на Руси татаро-монгольского ига.
Зима 1588 года
Посетивший Российское государство зимой 1588 года английский посол Джайлс Флетчер спустя несколько лет написал книгу «О государстве Русском», в которую вошли его воспоминания об аномальной стуже, установившейся в этот момент в Москве. Начав рассказ с мысли, что от одного взгляда на русскую зиму человека пронизывает холод, европеец констатировал, что этот морозный сезон продолжался целых 5 месяцев, и сопровождался замерзанием рек и обильными, непрерывными снегопадами. Повествуя читателям о том, что при выходе на улицу у человека из-за резкого перепада температур спиралось дыхание, он описывал, как вода, выливаемая по капле на морозе, превращалась в лед, не успев достигнуть земли. Упоминая замерзавших насмерть горожан и людей, отморозивших уши и конечности, Флетчер, живописно обрисовывал, якобы увиденные им картины, как изголодавшиеся и промёрзшие волки и медведи шатались по городам и сёлам в поисках тепла и пропитания.
Зимы начала XIX века
Необычайно холодным для России, как в целом и для северной Европы, выдалось начало XIX века, когда с 1808 по 1814 годы зимние температуры устойчиво держались у отметок, при которых в измерительных приборах замерзала ртуть, а это явление, между прочим, наблюдается при показателе –38,9° С.
По иронии судьбы именно в данный исторический период русские войска дали бой сразу двум вражеским армиям.
Суровой зимой 1808- 1809 годов в ходе русско-шведской войны свершилось историческое событие — впервые за историю боевых действий императорские полки пересекли Ботнический залив по льду.
А жестокие морозы, установившиеся с ноября 1812 года по середину февраля 1813 года в центрально-европейской части России, а потом повторявшиеся еще 2 зимы к ряду помогли русским войскам одолеть амбициозного Наполеона.
Зимы начала 40-х годов ХХ века
За полгода до вторжения Гитлера на территорию СССР в центральном регионе страны установилась чудовищно низкая для данной полосы температура. Не спадавшие на протяжении 3-х месяцев лютые морозы в отдельные дни опускали столбик термометра до отметки минус −42 °C. Аномальный холод нанёс большой вред здоровью людей, и вывел из строя несколько котельных, обеспечивавших горожан теплом.
Однако увлечённый идеей блицкрига Гитлер не счёл нужным задумываться о возможности возникновения этой проблемы, и поэтому уже зимой 1941 года его армия испытала на себе действия генералов Мороза и Зимы.
Заставшая немцев врасплох московская зима, неожиданно наступившая уже 7 октября, когда пошёл первый снег, через месяц нанесла войскам вермахта дебютный серьёзный удар.
Отсутствие тёплой амуниции делало непобедимых немцев уязвимой мишенью для холода, массово калечившего, а порой и убивавшего их.
При температуре – 30°C и ниже отказывалась работать фашистская военная техника, в баках которой попросту замерзало топливо.
Генерал-полковник Гейнц Гудериан докладывая в ставку об обстановке на фронте писал, что для того, чтобы завести мотор танков его солдатам приходиться разводить под ними костёр, а телескопические прицелы и пулемёты не работают на холоде. Более того он констатировал: «Каждый полк уже потерял около 500 человек в результате обморожений».
Ледяной дождь
В 2011 году в Москву нагрянула самая холодная за 25 лет зима, когда ртутный столбик на протяжении двух месяцев колебался у отметки – 25°C. А за несколько дней до наступления Нового Года 25 и 26 декабря 2010 года столицу накрыл ледяной дождь, превративший её улицы в сплошной каток.
В результате этого редкого метеорологического явления за двое суток все деревья города покрылись ледяной коркой слоем до 2,5 см. Не выдержав такого груза, часть из них повалились, оборвав линии электропередач и оставив без электричества жителей Смоленской, Тверской, Московской и Нижегородской областей.