Как на Руси за плату можно было спасти дом от пожара
На Руси всегда играли с огнём: и сами горели, и врагов поджигали. По несколько раз полностью выгорали города Юрьев, Владимир, Суздаль, Новгород, Псков, Казань, Рязань, Вологда и Астрахань.
Все просто: при строительстве домов применялись легкосгораемые материалы: древесина, солома, камыш. К тому же застройка в те времена была очень тесной – в некоторых поселениях можно было по крышам пройти с одного края до другого.
Огонь таил опасность и в мирное время. Печей тогда не было, огонь разводили в яме прямо в доме, причем дым выходил наружу через отверстие в соломенной крыше – что, конечно, рискованно.
При пожаре даже не было смысла принимать меры по тушению — спасали только детей, имущество. Огонь распространялся от дома к дому и прекращался только тогда, когда все вокруг выгорало. При таких пожарах жители уцелевших домов предпочитали оставлять их на произвол судьбы и селиться за городом под открытым небом.
В Москве, например, пожары были настолько частым явлением, что все к ним привыкли. Вплоть до XV в. пожар считался большим, если огнем уничтожалось несколько тысяч дворов. Если сгорало 100-200 домов, то о таком пожаре не говорили. Простые конструкции домов и наличие необходимой для их постройки древесины позволяли быстро восстанавливать сгоревшее жилье. Развитие крупных городов привело к увеличению их населения, к увеличению количества новых зданий и к увеличению масштабов пожаров.
Наглядно: в 1212 году огонь уничтожил в Новгороде 4 300 дворов из 5 000. В Москве 1356 года за два часа пожар уничтожил практически весь город, включая Кремль и посады. Впрочем, горела не только Россия, но и Европа, особенно города Германии – до тла и по восемь раз.
Впервые структура, решившая противостоять огню, появилась в XI веке. Сводом законов «Русская правда» вводилась ответственность за поджоги и небрежное обращение с огнем. Итак, было установлено, что поджигатель и члены его семьи обращались в рабство, а их имущество шло в казну. Через 200 лет, начиная с 1497 года, за игры с огнем уже полагалась смертная казнь.
Пожарную службу организовал Великий князь Московский и всея Руси Иван III (1440-1505 гг.). Москва к этому времени была уже большим городом с 40 тысячами деревянных строений. И периодически пылала синим пламенем — c 1453 по 1493 год она полностью выгорала десять раз. Основными причинами пожаров были печи без дымоходов, свечи и лампады, а также ремесленники, работавшие на огне вблизи жилья.
Погорел город Москва, Кремль весь… Железо вдавилось, как олово, расплавленная медь текла, как вода.
После очередного опустошительного пожара в 1504 году Россия Ивана III становится на путь противопожарной безопасности. Первые правила – первые, не побоимся этого слова, нормативные акты. Запрещается топка бань и изб летом без крайней необходимости. Запрещается с наступлением сумерек зажигать в доме свечи. Кузнецов и других ремесленников – подальше от города.
Далее Иван III указывает в Москве создать пожарную охрану – «объезжие головы». На каждой улице устанавливаются заставы с круглосуточным дежурством, дежурит 1 профессионал и 1 горожанин. Однако, все осложняется тем, что многие горожане отказываются тушить огонь, будучи суеверными и считая пожар карой Божьей, противиться которой грех.
Иностранный дипломат Амвросий Контарини, находившийся с посольством в Москве в 1476 году писал, что «…все городские улицы запираются на рогатки и ходить ночью дозволено по крайней необходимости…».
Глобально бороться с огнем решают камнем. Царскими указами требуется возводить каменные дома на месте деревянных. В 1493 вокруг Кремля возводят стены, гидротехнические сооружения, копают пруды. А спустя 152 года вообще сносят все деревянные постройки на расстоянии более 200 м от стен Кремля. Москва, наконец, расширяет улицы, разносит дома, возводит городские стены из огнестойкого материала. Появляется своя технология тушения — не загоревшиеся постройки закрывают войлочными или брезентовыми щитами, которые поливают водой. На крыше каждого дома и во дворах приказано иметь чаны с водой, чтобы не бегать к колодцу.
С 1550 года при Иване Грозном на тушение пожаров стали отправлять стрельцов с бердышами. Россия стала первой страной в мире, использующей для борьбы с огнем воинские подразделения. Этим опытом позднее воспользовались в Японии и Франции.
По свидетельству немецкого путешественника, ученого и дипломата Адама Олеария:
«При подобных несчастьях снаряжаются стрельцы и особая стража, которые должны действовать против огня, но огонь там никогда не тушат водой, а прекращают распространение его тем, что ломают близстоящие строения для того, чтобы огонь, потеряв силу, потух сам собою. Для этой же цели каждый солдат и ночной сторож должны носить при себе топор».
Впрочем, можно было попытаться сохранить свой дом и от пожара, и от стрельцов. Секретарь римского посольства Лизека писал:
«Чтоб не дать огню распространиться — дома ломают вокруг, а если кто заплатит, чтоб сохранить дом, то стрельцы ставят щиты из бычьей кожи, беспрерывно поливая их водою, и тем заграждают дом от огня».
Так как вместе со всеми строениями часто горел и Московский печатный двор, сохранились свидетельства о его защите от огня. По расходным книгам установлено, что двор в 1624-1626 гг. приобрел 4 «водоливных трубы (поршневые насосы), из которых две — немецкой работы, а две — местной». Приобретается кирпич для быстрой закладки окон при пожаре (!), пять брезентов, парус. Сторожей снабжают топорами и заступами, а во дворе расставляют кадки с водой, накрывая рогожей. Это делалось для предупреждения испарения воды. Среди приобретенной утвари числятся также восемь ушатов и столько же ведер, а также шесты для багров. Так наши предки спасались от пожара.
А как они спасались от пожара в душе? Верой и молитвой пред иконою Пресвятой Богородице, именуемой «Неопалимая купина» и почитаемой заступницей при пожарах.
Читайте наши статьи на Дзен