«Легион чести»: как Франция «отблагодарила» Россию за помощь в Первой мировой
С 1915 года Россия переживала недостаток боеприпасов, и французские союзники предложили императору Николаю в обмен на снаряды послать на Западный фронт русских солдат. Петербург согласился и из России на запад отправили 45 тысяч солдат и офицеров, которые воевали в Греции и на Балканах. Более 20 тысяч составляли Русский экспедиционный корпус во Франции. Русские бойцы, обмененные на снаряды, геройски сражались, однако мало кто знает, как французы отплатили им за пролитую кровь.
Бои во Франции
Русские бригады защищали крепость Помпель, перекрывающий подступы к городу Реймс. Солдаты из России под командованием генерала Лохвицкого участвовали в Верденской битве, где корпус понес большие потери, а бойцы проявили себя как стойкие солдаты. После Февральской революции стал вопрос о том, должны ли теперь русские выполнять перед Францией взятые еще императорским правительством обязательства.
В апреле 1917 года французское правительство решило бросить обе бригады корпуса в новое наступление. По воспоминаниям военного министра Пенлеве русские бойцы голосовали об участии в будущем сражении. Победили те, кто высказался «за». Эта военная операция по имени его командующего Роберта Нивеля получило название «Бойней Нивеля».
Неудачное наступление стоило Франции 180 тысяч раненных и убитых. По всей армии вспыхнули мятежи, и прокатилась волна дезертирств. Русский экспедиционный корпус потерял в битве 4,5 тысяч солдат.
Крестьяне против рабочих
Корпус, переведенный в лагерь близь городка Ла-Куртин, был реорганизован в пехотную дивизию. При этом назрел раскол в среде самих солдат. Бойцы из крестьян готовы были сражаться дальше, вторая группа в своем большинстве из рабочих требовала скорейшей отправки в революционную Россию. Французы стали с недоверием относится к русским, и отказывали командиру дивизии генералу Лохвицкому отправить на фронт тех, кто хотел сражаться.
Бойцов разделили на две части и одновременно с этим ухудшили их снабжение. В первых числах сентября 1917 года солдаты из рабочих перестали подчиняться как своему, так и французскому командования и потребовали отправки домой. Через местного священника они передали свои требования и отказались сдать оружие.
По приказу генерала Лохвицкого лагерь восставших был окружен верными правительству русскими частями, после чего он три дня обстреливался из артиллерийских орудий. После скоротечного штурма восставшие сдались. Точные потери среди солдат неизвестны и они варьируются от 9 до 300 убитых. Зачинщиков расстреляли или отправили в тюрьмы. Бунт хоть и был подавлен, но французы не послушали уговоров Лохвицкого и расформировали всю дивизию.
«Легион чести» и рабочие роты
Французы не собирались отпускать русских, ведь снаряды были уплачены, а война продолжалась. Русских солдат поделили на три группы: подчиненных французской дисциплине, военных рабочих и неблагонадежных. Солдаты из первой группы, которых было всего 266 человек, объединили в «Русский легион чести», который продолжил воевать.
Позднее его численность за счет бойцов из иностранного легиона увеличился до полутора тысяч. Через время подразделение направили в Россию к генералу Деникину, где половина легионеров подняла мятеж и перешла на строну красных. Несколько тысяч солдат, отказавшихся сражаться за Францию, объединили в рабочие роты и направили работать на промышленные предприятия. За отдельную плату правительству их передавали в аренду частным предпринимателям.
На африканской каторге
Более 10 тысяч солдат признали неблагонадежными лицами и выслали в Алжир. В Африке русских приравняли к заключенным каторжникам. Бывших солдат поделили на мелкие группы и под охранной вооруженных конвоев отправляли на работы. Как и в Сибири в алжирской пустыне бежать было некуда, каждый день кроме воскресенья русские работали по 10 часов. В день они получали по несколько франков, из которых оплачивалось пропитание, роба и ночлег.
Каторжники бунтовали и после подавления выступлений их отправляли в африканские тюрьмы. До конца неизвестно, сколько людей погибло в Алжире от рабского труда и болезней. В 1920 году после переговоров выживших солдат репатриировали в Россию. Несколько сотен не захотело возвращаться в объятую войной Родину, и остались во Франции.