Иван Брюховецкий: зачем первый гетман Запорожской Сечи отдал Малороссию Москве
Ивана Брюховецкого, кошевого атамана Запорожской Сечи и гетмана Войска Запорожского, некоторые украинцы считают Виктором Януковичем своего времени. Параллелей в их судьбах действительно много. Оба — алчные и властолюбивые правители, боящиеся народного недовольства и неспособные доказать правильность своих решений. Обоих свергли окружавшие их элиты – якобы за предательство собственных интересов.
Вот только если действиям второго история еще не успела дать оценку, то действиям первого – вполне. Что сподвигло Брюховецкого подписать Московские статьи, якобы один их самых позорных договоров, подписанных казаками, и как стоит к этому относиться?
Взлеты и падения
Середина XVII века – едва ли не самое беспокойное время для Левобережья. Начавшееся в 1648 году восстание казаков против короля Речи Посполитой, поддержанное крестьянами, слишком затянулось, переросло в русско-польскую войну 1654-1667 годов. Не помогала установлению мира и постоянная борьба за власть между влиятельными сечевиками.
На этом фоне Иван Брюховецкий, выступавший против богатых и заступавшийся за бедных казаков, обещавший крестьянскому населению возвратить былые права и уничтожить дворянство, быстро набирал популярность. В 1659 году его единодушно избрали кошевым атаманом Сечи, а в 1663 году он также легко победил на выборах гетмана Его Царского Пресветлого Величества Войска.
К моменту его избрания гетманом боевые действия в Левобережье начали постепенно сходить на нет, что давало Брюховецкому шанс приступить к обещанным преобразованиям. Однако, вопреки заявлениям, при новом руководителе казацкая старшина продолжила богатеть.
Воспользовавшись изгнанием поляков, она начала захватывать освободившиеся земли – вместе с живущими на них крестьянами. Как пишет историк Андрей Дикий, Брюховецкий и сам не был исключением. Гетман не только прибрал себе солидные участки, но и закреплял новые владения за элитой своими универсалами. Уже тогда его поддержка среди рядового казачества начала медленно таять.
Из подданного в холопы
Проблема такого обогащения заключалась в том, что, согласно Мартовским статьям, которые юридически оформили в 1654 году автономное положение Войска Запорожского в составе Русского государства, никто не может отнимать казацких имений, равно как и «все пожитки с тех земель». То есть у старшины фактически не было прав на новые земли.
Ко всему прочему, элита, в том числе и Брюховецкий, боялась, что возмущение население может перерасти в беспорядки. Чтобы обезопасить себя, глава Сечи постарался заручиться поддержкой русского царя. В 1665 году он первым из гетманов отправился в Москву, где предложил государю подписать статьи, сильно меняющие административный статус Малороссии.
Согласно Мартовским статьям, политические права войска Запорожского ограничивались, увеличивалась его финансовая и военно-административная зависимость от России. Кроме того, гетману запрещалось вступать в дипломатические сношения с иностранными государствами. Выборы самого руководителя, согласно документу, могли проходить только с разрешения царя. Но самое главное — малороссийские земли и города провозглашались прямыми владениями царя, а значит, налоги теперь шли в русскую казну, а киевская метрополия переходила в подчинение к Московскому патриархату.
Свою выгоду получил и Брюховецкий. С одной стороны, передача земель России позволяла казакам юридически закрепить за собой право на новые владения: теперь достаточно было грамоты государя, чтобы считать их своей собственностью.
Подписание статей дало гетману и другое преимущество – в Малороссии увеличивалось число царских войск, благодаря чему он мог чувствовать себя в большей безопасности. К тому же в Москве ему жаловали звание боярина, там же он женился на дочери стольника Дмитрия Алексеевича Долгорукого, получив для себя дополнительные гарантии.
Но, с другой стороны, заключение договора лишь усилило недовольство гетманом. В Малороссии с ропотом встретили московских воевод, которые явились для переписи населения. Подписавшись под статьями «холопом», а не «верным слугой и подданным», как это делали его предшественники, Брюховецкий лишь ускорил свое свержение. В 1668 году, после нескольких лет предательств и измен, он был схвачен своими оппонентами и казнен.
Читайте наши статьи на Дзен