Почему Василий Верещагин уничтожил картину «Забытый»
Мало кто не в курсе, что Гоголь сжег второй том своего самого известного произведения. Однако о том, что и художники порой уничтожали свои полотна, известно далеко не всем. Трагедия в том, что порой это были не какие-то проходные произведения, а настоящие шедевры. Особенно грандиозным «расточительством» был известен российский художник Василий Верещагин.
Меняю карьеру военного на мольберт!
Василий Васильевич родился в середине XIX века. Он был блестяще образованным человеком, дворянином, потомственным военным. В юности окончил Морской военный корпус и пошел служить. Однако по мере взросления Верещагин понял, что военная стезя — не его призвание. В результате переоценки ценностей молодой мичман бросил службу и поступил в Академию художеств.
По ее окончании Верещагин отправился в Париж, чтобы продолжить обучение. Завершив свое художественное образование и приобретя некоторый вес в столичном обществе, Василий Васильевич получил приглашение генерала Туркестанского округа Константина фон Кауфмана. По условиям устной договоренности Верещагину нужно было переехать в Центральную Азию.
Он сделал это с легким сердцем, надеясь получить богатый материал для творчества. Однако на месте молодому художнику опять пришлось вспомнить военную службу. Туркестанский округ почти постоянно находился на перекрестке боевых действий. Василию Васильевичу даже пришлось участвовать в многодневной обороне Самарканда, за что он был приставлен к ордену.
Война как она есть
В перерывах между обстрелами Верещагин не переставал писать. У него была совершенно особая художественная манера, отличающаяся предельно ясным видением и искренней передачей окружающей действительности. Этим Василий Васильевич очень выбивался из рядов живописцев того времени.
Верещагин известен как художник-баталист. Его основная тема — война. Однако пока другие мастера этого жанра рисовали героические батальные сцены и пели славу русскому оружию, Василий Васильевич изображал войну в ее натуральном виде, не избегая тем смерти, ужаса и всей чудовищности происходящего.
Современники называли картины Верещагина «разящими». Они действительно были очень смелыми и предельно правдивыми для того времени. На полотнах художника можно увидеть отрезанные головы, умирающих солдат, пожарища. Мастер часто рисовал лезгин, афганцев и представителей других народов, с которыми Российская империя перманентно вела войну. Не избегал и темы работорговли.
Скандальная слава
Не все современники Верещагина понимали и принимали его творчество. Почему так происходило, объяснить нетрудно. Одна из самых известных картин мастера была названа «Апофеозом войны». На ней изображена целая гора человеческих черепов, над которыми кружат стаи воронов. Вокруг — выжженная, опустошенная земля. Никаких тебе триумфальных шествий, маршей и бравых офицеров-победителей!
Верещагинская трактовка апофеоза войны пришлась тогда по душе не многим. Слишком уж откровенно, предельно трагически и без прикрас он писал. Особенно не понравились картины Василия Васильевича бравым офицерам, всей душой ратовавшим за славу русского оружия. Художника начали травить.
Самое большое возмущение вызывала его картина «Забытый». На ней изображено тело погибшего в бою русского солдата, о котором все забыли. Труп клюют ненасытные падальщики. Героя, отдавшего жизнь за Российскую империю, некому даже похоронить по-человечески.
Картина «Забытый» была настолько явным упреком имперским устремлениям России, что официальные власти заклеймили творчество Верещагина. Солдатам запрещали посещать выставки его работ, настолько те были провокационными и попахивали бунтом. Элита полностью игнорировала Верещагина. Галереи не хотели выставлять его полотна. Не было на них и покупателей.
Погибшие шедевры
Травля привела художника к нервному срыву, во время которого он уничтожил своего «Забытого» и еще несколько полотен: «Окружили — преследуют!», «У крепостной стены: «Вошли!..», две части триптиха «На Шипке все спокойно!», «Снежные траншеи».
Несмотря на всю ненависть к войне и гонения со стороны военной элиты, Василий Верещагин все-таки пошел на фронт во время русско-японской войны. Сложил голову при осаде Порт-Артура.
При жизни мастер писал, что всегда любил и стремился изображать солнце. Однако «фурия войны» преследовала его, не позволяя закрывать глаза на правду и упиваться сладкими картинами мирной жизни.
Читайте наши статьи на Дзен