«Москва бьет с носка»: каким был коронный прием жителей столицы в кулачных боях
Бой стенка на стенку – уникальная русская традиция. Кулачные бои существуют во многих странах, но обычно это бои «один на один», и только в России есть обычай, когда в бое сходятся «стенка на стенку» все – от мала до велика.
Скорее всего, кулачный бой возник как часть судебной системы. Когда и по какой причине на Руси стали драться «все против всех» — остается загадкой. Возможно, эта традиция возникла при выяснении отношений между собой древнерусских поселений, когда надо было выяснить, за кем стоит правда, и при этом не ослабить народ войнами, ведь вокруг поселений рыскали орды кровожадных кочевников.
Из века в век
Об обычае кулачных боев говорится в описании 1068 года в летописи монаха Нестора, в которой автор перечисляет грехи, распространенные на Руси. Среди них скоморошьи забавы, празднование языческих русалий и обычай «упихати другъ друга».
Кулачные бои были так распространены, что спустя полторы сотни лет решением Владимирского собора тех, кто участвовал в боях отлучали от церкви, а тех, кто скончался, не отпевали.
Но с забавой было нелегко справиться. Светские власти смотрели на бои сквозь пальцы, так как это воспитывало в юношах храбрость. Сначала мальчишки играли в «Царь горы», брали штурмом снежную крепость, а потом начинали мериться силой в поединках один на один, а возмужав, бились «стенка на стенку».
Как описывал в «Очерке домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII веках» Николай Иванович Костомаров, кулачные и палочные бои проходили на льду замерзших рек. Желающие драться собирались партиями и по свистку бросались в бой. Драки были свирепыми: «бились неистово, жестоко… многие выходили калеками, а других выносили мертвыми. Палочные бои… сопровождались убийствами чаще кулачных».
Дрались на Полтаве и в новгородчине
Как писал в 1913 году в «Русской старине» журналист А. А. Лебедев, в Арзамасе бои проводили по праздникам. Народ собирался у моста, соединявшего город с селом Выездным. Городские с сельчанами бились, заранее договорившись о правилах: руки бойцов должны быть в рукавицах, в которые нельзя было класть «закладки», не били в лицо, не били лежачего, не били тех, у кого идет кровь. Бои имели особую организацию – сначала пускали мальчишек–застрельщиков, затем парней постарше, а потом в драку вступали мужики.
Подобные бои проходили и в начале XX века в Самарской, в Подольской и в Полтавской губерниях.
Дрались в Москве
Московский врач Михаил Леонтьевич Назимов писал, что начальники находили бои полезными и уточняет, что в столице бои проходили зимой близ фабрик. Собирались на льду рек недалеко от Симонова или у Девичьего монастырей, на Воробьевых горах. Свои места были в Каменном, в Белом и в Земляном городе. Бились на перекрестках – указом 1640 года это запрещалось.
Обычно на льду реки собиралась толпа «серого» люда. Затем она расходилась на две стороны, начинала расти и яриться. В середине толкались мальчишки, затевая бой, а по берегам собирались зеваки. Они притаскивали скамьи, заключали пари, шла бойкая торговля сбитнем и пряниками. Богачи привозили своих бойцов и зарабатывали на спорах.
Дрались не только русские – в Москве бились и татары.
Бои запрещали: при Иване Грозном, при Екатерине Великой. Их пытались запретить в 1823 году, когда во время боя погиб мещанин Трофим Сыроватников – его убил мещанин из Кременчуга Иван Герасимов.
В 1832 году запрет вошел в Свод Законов; IV часть 180 статьи указывала: «Кулачные бои, как забавы вредныя, – вовсе запрещаются».
Тактика боя и приемы
При бое «стенка на стенку бойцы использовали разные тактики. Например, можно было поставить в центр «стенки» самых сильных бойцов и стараться разбить «стенку» противников надвое. При этом противники, зная тактику, старались пропустить атакующих внутрь «стенки», где ставили против них сильнейших бойцов, а строй сразу же смыкали.
Бывало, что нападавших заманивали, прогибая центр своей «стенки», а потом наваливались с двух сторон.
Бой «сам на сам» предполагал драку на кулаках, при этом кулаки держали вертикально. Пpиёмы боя были разными и включали yдаpы кyлаками, ладонями, локтями, головой, а иногда ногами и коленями.«Уколом» назывался удар пястными костями кулака, «рубящим» – удар ребром, «обухом» называли удар головками основных фаланг. Били «в душу» – в солнечное сплетение, «под микитки» – под ребра, били по ступням – чтобы сбить с ног, били в пах, чтобы потом садануть в лицо коленом и свалить с ног ударом между лопаток. Некоторые били противника раскрытой ладонью так, что дух вышибало, а другие владели«казацким» ударом – били противника расслабленной кистью, которую в последний миг сжимали в кулак. Противнику давали «леща» сбоку и сверху вниз, давали отведать «плюхи» и «потыкана», использовали прием «тычок» – наступали на ногу и били в лицо или в кадык.
Москвичи отличались приемом, который вошел в поговорку: «Москва бьет с носка» и был увековечен в лубочной картинке XVIII века, которая называлась «Удалые молодцы, славные борцы». На ней были изображены сошедшиеся в поединке крестьянин и солдат. Главный прием москвича заключался в том, что солдат хватал крестьянина за ворот, дергал его назад и одновременно подбивал носком ноги противника, чтобы он рухнул на землю.
Этот удар упоминается в былине XVIII века про Мастрюка Темрюковича, известной по сборнику Киршея Данилова. В былине хан Золотой Орды Мастрюк хвалится на пиру своей силой–и вступает в бой с москвичами Мишкой и Потанькой Борисовичами. Мишка бросает ордынца на землю приемом – « с носка»: «А и Мишка Борисович с носка бросил о землю он царского шурина».
После революции кулачные бои в СССР были запрещены как пережиток прошлого, однако традиция жива до сих пор. Молодые парни по-прежнему ходят «стенка на стенку» и по-прежнему гордятся, что «Москва бьет с носка», правда, трактуют они это как прием из восточных единоборств, что в корне неправильно. Вряд ли наши пращуры били ногами друг друга в голову или в лицо.
Читайте наши статьи на Дзен