Русская смекалка: как она связана с бедностью
Русский народ славен не только широтой души и гостеприимством, но и смекалкой – умением быстро ориентироваться в пространстве, находить остроумный выход из затруднительной ситуации и достигать максимального результата, пользуясь ограниченными ресурсами. Русская смекалка часто ставит рационального и образованного западного человека в тупик, заставляя его удивляться нестандартным способностям восточных соседей и опасаться их «несимметричных ответов».
Мало на Земле таких стран, в которых климат был бы также суров, холода длились бы по семь месяцев в году, а суточный перепад температур достигал бы тридцати градусов, а годовой — семидесяти и больше. Жить в таких условиях всегда было трудно, но именно они эти условия закалили русский дух настолько, что испугать его чем-либо уже невозможно.
Наши предки жили в землянках, носили кожаные штаны, обходились малым, следили за развитием тела, а золоту предпочитали оружие. Но каковы бы ни были тяготы, переносимые ими, проблемы крестьян-великороссов, пашущих суглинок, были гораздо серьезнее.
Если в Киеве основой экономики была торговля, а люди жили скученно, чтобы обезопасить себя от кочевников, то в верховьях Волги найти пахотные земли среди болот можно было с трудом, деревеньки вплоть до XVII века были крохотные, здешние земли – скудными, наделы — небольшими, помощи было ждать неоткуда, и в ход шли любые ухищрения, которые могли помочь получить урожай и выжить: прибегали к подсечному хлебопашеству, переезжали с места на место, продвигаясь на север и восток до Урала и Северного моря.
Часто люди были вынуждены добывать себе пропитание любыми способами: занимались охотой, рыболовством, лыкодерством, бортничеством, осваивали варку соли и сбор смолы – живицы, искали руды, ковали железо, продавали лошадей, плели лапти и лепили свистульки. Сызмальства перенимали эти науки у других, а если учителей не было, то до всего доходили сами, приучаясь не боятся любой работы и надеяться на собственную изобретательность и на Бога.
На эту особенность русского народа указывали философ Владимир Соловьев и историк Василий Ключевский, которые в своих лекциях говорили, что «в Европе нет народа менее избалованного и притязательного, приученного меньше ждать от природы и судьбы и более выносливого», чем великоросс.
Климат страны приучил русского быть внимательным, всегда остерегаться опасностей, быть рассудительным, осторожным, а короткое лето научило работать быстро, споро, энергично решать все вопросы, а после большого напряжения сил — отдыхать долгой зимой.
С течением времени жизнь русских легче не становилась: освоив пространства до Урала, они перешли через хребет гор и приступили к освоению новых огромных и зачастую еще более суровых просторов Сибири и Дальнего Bостока, в которых таились тысячи опасностей – от стужи и снежных бурь до топей, вечной мерзлоты, неведомых зверей и непонятных болезней.
В таких условиях часто вставал вопрос – выжить или умереть, но именно эти условия породили в русских неприхотливость, отвагу, которую западный мещанин часто путал с безумием; изворотливость, наблюдательность, острый и быстрый ум, позволяющий решить любую поставленную задачу с помощью топора и пары не всегда литературных восклицаний — короче говоря, русская сметка появилась частично благодаря жестокой русской зиме, опасностям тайги и скудному урожаю, который можно было вырастить на бедных почвах.
Русская смекалка была взращена и воинственными соседями, которые во все времена окружали нашу страну, начиная от воинственных печенегов, хазар, половцев, монголов на востоке и юго-востоке и заканчивая тевтонцами, то и дело прощупывающими русские границы на западе.
Воинское искусство, которое русские часто постигали «на ходу», во время набегов кочевников, тоже становилось источником развития смекалки. В переговорах с сильными и коварными противниками приходилось полагаться только на свою хитрость, изворотливость и дипломатичность: можно лишь догадываться, на какие ухищрения шли московские князья в Золотой Орде.
Чтобы облегчить тяжелейшее ярмо ига, уменьшить налоги или количество рабов, ежегодно отдаваемых захватчикам; чтобы исподволь, незаметно укреплять государство и организовать, снарядить и выучить войско, способное противостоять огромной мамаевой орде.
Достаток русского человека всегда зависел не от властей, а от тех огромных расходов которые ложились на его плечи: содержание армии и пространной инфраструктуры, обусловленной огромными российскими расстояниями.
Надо признать, что невозможно так сделать, чтобы все население страны, половина территории которой занято вечной мерзлотой, а другую постоянно терзают кочевники, жило одинаково богато, поэтому русский народ не просто привык к бедности, он выработал философию, которая органично легла на христианскую философию аскезы.
Как писал в своей работе «Московская Русь до проникновения масонов» публицист и исторический писатель Борис Башилов (Юркевич): «Знаменитая русская смекалка и есть ни что иное, как одна из форм приспособления к бедности».
Русский человек принимает бедность как благо и даже идеализирует ее, воспринимает как испытание, посланное Богом, и находит в ней источники духовных сил. Воспринятая таким образом, бедность становится источником его духовных сил, истоком развития русского ума, смекалки, хитрости и воспитания стойкости, непритязательности, щедрости и доброты. По сути, русская смекалка имеет три источника, питающих ее — это жестокая природа страны и ее огромные просторы, аскетичность существования и бесконечное лавирование между врагами, между Востоком и Западом. Возможно, именно благодаря этому лавированию российские дороги так извилисты, но благодаря русскому уму они всегда приводят к цели.
Читайте наши статьи на Дзен