Народы

Чем отличаются татуировки чукчей, эскимосов и алеутов

Автор: Майя Новик  |  2019-11-25 14:25:51

У северных народов татуировки всегда несли смысловую нагрузку: у мужчин они свидетельствовали о доблести и подвигах, у женщин - служили оберегами от болезней и злых духов, а также давали понять, замужем женщина или свободна. Были и родовые татуировки, одной из функций которых было препятствие к кровосмешению.

Наносили татуировки двумя способами: в первом случае под кожей иглой продергивали нитку, смоченную краской, сделанной из сажи или растолченного в порошок угля и жира, а во втором – использовали металлическую иглу, которой кололи кожу, а в ранки втирали сажу. Иногда делали более сложный пигмент – сажу смешивали с мочей и добавляли растертый графит. Татуировали: лицо (лоб, щеки, виски и подбородок), верхнюю часть спины, грудь, руки, колени, лобок.

Татуировки у чукч

Чаще всего у чукчей встречались татуировки в виде схематичных фигурок людей, круги, линии, точки и дуги.

Специалист по Чукотке Владимир Германович Богораз в своих работах рассказывал, что чукчи начинали татуировать девочек, когда те достигали 10-летнего возраста. Делалось это с помощью «прошивания» кожи и требовало от детей много мужества и терпения. Обязательно на лицо по обеим сторонам от носа наносились две вертикальные линии, еще несколько линий рисовали на подбородке.

Чтобы уберечь женщин от болезней, в момент полового созревания на щеках у них изображали двойные круги. Бесплодные женщины прошивали на щеках по три линии – это считалось своеобразным лекарством.

Чукчи-мужчины татуировались реже женщин, но по рисункам на теле воина можно было прочитать его историю и узнать, сколько людей он убил, сколько китов добыл и сколько человек угнал в плен.

Чукчи наносили две точки на щеках возле губ – это были талисманы от злых духов kelet. Этнограф Александр Константинович Нефедкин в работе «Военное дело чукчей» указывает, что чукчи чертили линии и круги на лбу над глазами, на висках и щеках. Для охранной цели чукчи изображали человеческие фигурки. Убив своего первого кита или белого медведя, чукча имел право поставить точки-тату на фаланги пальцев.

На Колыме чукчи, убив врага, наносили точку на запястье правой руки. Чем больше было точек, идущих от ладони к локтю, – тем доблестнее считался воин. Иногда подобные «победные» рисунки располагались на ногах, коленях, щиколотках или на пояснице.

Чаще всего татуировки у мужчин носили охранный характер: чукчи верили, что душа убитого зверя или человека может стать злым демоном и причинить убийце много бед. Для защиты от него чукчи-воины рисовали его на лице, плечах, руках, пояснице. Они надеялись, что злой дух увидит свое изображение и не станет вредить самому себе.

Делали татуировки и во время больших праздников. На празднике убоя оленей мужчинам-пастухам и их детям выводили на лбу горизонтальную полосу, которая оканчивалась точками. А на спине трехгранными железными иглами кололи схематичную человеческую фигурку. Татуировку обычно делала самая старшая женщина на стойбище – его хозяйка.

Эскимосы

В книге «Тату: 100 модных рисунков» автора Оксаны Владимировны Лариной говорится, что на Аляске - на побережье Берингова моря и на Юконе - татуировались в основном женщины. С целью уберечь или излечить им на лицо и на подбородок наносили линии, что делало их похожими на чукч. Однако у эскимосок были дополнения: две линии шли между бровями и спускались по крыльям носа. Рисунки на щеках представляли собой сложный геометрический узор, основой которого часто являлся «китовый хвост» в виде буквы Y. Руки эскимосок могли быть покрыты татуировками до локтя – это были очень замысловатые узоры, состоявшие из кругов, линий и китовых хвостов, которые налагались на различные линии.

Советский антрополог Сергей Руденко в работе «Татуировка азиатских эскимосов» писал, что в 1945 году встречал женщин-эскимосок, у которых в углах рта были вытатуированы круги, что делало их похожими на айнов, над бровями были «вороньи лапки», а щеки были покрыты фантастическими рисунками. Местные верили, что сложная татуировка прибавляет женщине привлекательности и повышает ее шансы выйти замуж. Было и другое поверье – что на том свете рисунки становятся своеобразным пропуском в страну блаженства, куда нетатуированным особам доступа нет.

Мужчины-эскимосы прошивали параллельные линии на висках и наносили на лоб фигурки людей, а в качестве оберега делали татуировки в уголках губ. Антропологи считают, что это был отголосок древнего обычая прокалывать щеки. И действительно, эскимосские мужчины любили в прошлом украшать лица, протыкая нижнюю губу и вставляя в нее костяную лабретку или прокалывая перегородку носа и вставляя в нее какие-нибудь, по их мнению, красивые предметы.

Этнограф Алла Ивановна Руденко в статье «Геометрический орнамент коренных народов Камчатки и Чукотки» указывает на распространенность среди эскимосских татуировок узоров в виде креста, который оканчивался китовыми хвостиками. Имелись на коже эскимосов и дуги, полуовалы, эллипсы, сетки, квадраты, лопатки и трезубцы.

Алеуты

Но самыми экзотическими татуировками отличались алеуты, которые, возможно, переняли их у Сахалинских айну. К сожалению, алеутов очень активно ассимилировали, отучая их от языческой культуры, и поэтому свидетельств об их внешнем виде сохранилось немного. Известно, что в XIX веке при сравнении алеута с образованным человеком из Петербург первый выглядел совершенным дикарем.

Специалист по алеутам Роза Гавриловна Ляпунова в работе «Этнографическое значение экспедиции капитанов П. К. Креницина и М. Д. Левашова на Алеутские острова» приводит свидетельства моряков, которые рассказывали, что алеуты вставляли в разрезы на губах клыки моржей и другие «зубы», прокалывали себе носы и вставляли в них пучки черной травы или кости. Алеутские женщины татуировали по щекам по три иссиня-черные полосы и тоже протыкали носы костяными спицами, на концах которых были «навешаны корольки (кораллы) и янтарики». Такие же «янтарики» были «натыканы вокруг рта». Кроме этих экзотических украшений, на лицах и руках алеутов можно было увидеть круги и полуовалы, а тела их были сплошь покрыты рисунками.

Иоанн Готлиб (Иван Иванович) Георги писал об алеутах следующее: «Выводят оба пола для мнимой прикрасы на руках и на лице изображения зверей, птиц, цветов либо из своей головы вычуры».

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
Читайте также:
Рекомендуемые статьи
Сухарева Башня
Рекламные статьи
Мы в Одноклассниках
Кириллица в Одноклассниках