Народы

«Цыганский барон»: почему такого титула не существует

Автор: Орынганым Танатарова  |  2019-11-28 15:35:05

Общаясь с представителями других народов, главу своего табора или просто старейшину цыгане обычно называют европейским титулом «барон», хотя социальное расслоение на дворян и простых смертных не характерно для этих людей. Оказывается, устоявшееся словосочетание «цыганский барон» пришло в русский язык из австрийского на рубеже XIX-XX веков. То есть, в реальности своего главу сами члены табора так никогда не называли.

Причем здесь Иоганн Штраус

Появлению данного титула прогрессивная общественность, как ни странно, обязана знаменитому австрийцу Иоганну Штраусу (1825-1899 гг.), который приходился сыном другому известному композитору Иоганну Штраусу-старшему. В 1885 году маэстро написал замечательную оперетту «Цыганский барон», которая вскоре стала популярной во многих странах мира, в том числе и в России.

Автор книги «100 великих композиторов» (Москва, 2008 г.), Дмитрий Самин, отметил, что оперетта была написана по новелле «Саффи» венгерского писателя Мора Йокаи, а автором либретто стал известный драматург Игнац Шницер. Назвать новую оперетту композитор решил оригинально – Der Zigeunerbaron, где первая часть zigeuner означает «цыганский», а вторая часть – дворянский титул ниже графского.

В России название музыкального произведения так и перевели «Цыганский барон». В других странах поступили аналогично. Очень скоро из лексикона ценителей музыки это словосочетание перекочевало в разряд общеупотребительных фразеологизмов.

Кстати, по-венгерски звание главы цыганского табора пишется как ciganybaro, вот почему австрийский композитор соотнес его с аристократическим титулом – по причине схожести звучания (частичной омонимичности) слов «барон» и «баро».

«Большой, старший, важный»

Лингвист, кандидат филологических наук Виктор Шаповал посвятил целое исследование данной теме. Свои выводы ученый изложил в статье «Цыганский барон как объект лингвистического анализа», которая была опубликована в журнале «Русская речь» (No 4 за 1999 год).

«Выражения "цыганский барон" нет ни в толковых, ни во фразеологических словарях. По всей вероятности, оно не фиксируется потому, что представляется такой же тривиальной метафорой, как "черное золото" (нефть), "царица полей" (кукуруза), или даже описательным обозначением, речевой находкой типа "американский рубль" (доллар), "китайские буквы" (иероглифы)», – написал В.В. Шаповал.

И все же, это словосочетание имеет особое значение, ведь ни на одной географической карте никогда не было указано территории, принадлежащей цыганскому барону, а его супругу никто не именует баронессой.

Причина всех этих странностей проста. В цыганском языке есть слово «баро» (baro), которое означает «большой, старший, главный», оно часто используется при обращении к главе табора или старейшему члену многочисленной семьи.

Интересно, что название народной песни «Ром баро» В.В. Шаповал переводит в своей статье как «Авторитетный цыган». А слово «барорай» в значении «барин» присутствует в пьесе великого писателя Л.Н. Толстого «Живой труп», написанной в 1900 году. Эта лексема мелькает в разговоре Феди Протасова с цыганом (д. I, к. 2, явл. III).

В русском блатном жаргоне тоже имеется похожее слово «райбаро», которое буквально переводится с цыганского языка как «барин большой», но на самом деле означает «агент уголовного розыска». Данная лексема лишь порядком составных слов отличается от толстовского «барорай». Вообще, язык преступного мира России имеет много заимствований из немецкого, еврейского, татарского, цыганского и других наречий.

«Таким образом, в ряде европейских языков созвучие между оригинальным названием цыганского вожака и титулом барон создало ситуацию, в которой отождествление этих слов могло происходить неоднократно и независимо. Благодаря этому и венгерское baro, и немецкое Baron (барон) практически безальтернативно были выбраны в качестве перевода цыганского названия вожака баро», – к такому выводу пришел известный лингвист В.В. Шаповал.

Кто такой цыганский барон

Этнограф и публицист Николай Бессонов написал статью «Структура цыганского табора», которая вошла в сборник «История цыган: Новый взгляд» (Воронеж, 2000 г.), соавторами данной книги также являются Н.Г. Деметер и В.К. Кутенков. Отметив, что социальная организация табора практически совпадает со структурой индийской касты, исследователь развенчал устоявшиеся в российском обществе стереотипы о цыганском бароне.

«В действительности вожаком становился (без какой-либо формальной выборной процедуры) цыган, хорошо владеющий языком окружающегося населения, способный отстоять интересы табора, пользующийся абсолютным авторитетом. Важно отметить, что его власть не была сродни государственной власти. У него не было никаких возможностей к принуждению – ни полиции, ни дружины. К его словам прислушивались, только если они были справедливы. Авторитет вожака был духовным и никаким более», – подчеркнул Н.В. Бессонов.

Причем, если сын покойного баро оказывался не подходящим для этой роли, то данное звание переходило к другому авторитетному и толковому мужчине.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и муниципального права ОмГУ имени Ф.М. Достоевского Владимир Симонов тоже считает, что роль главы табора сильно преувеличена в художественных произведениях. В статье «Значение бытового уклада в формировании этноса как субъекта права (на примере цыган)», которая была опубликована в журнале «Вестник Омского университета», серия «Право» (No 4 за 2008 год), ученый подчеркнул: «Это не полновластный хозяин и, тем более, не эксплуататор своих соплеменников».

Помимо отстаивания интересов цыган перед местным начальством, налаживания контактов с представителями других народов, баро разрешает споры между членами табора, основываясь на хорошо известных ему национальных обычаях и традициях.

«Вместе с тем, в разные времена и в разных странах вожак исполнял и другие функции, ряд которых был обусловлен требованиями официальных властей: вел списки своих цыган, регистрировал рождения и смерти, назначал виновным наказания, вплоть до телесных и изгнания провинившихся из табора», – отметил В.А. Симонов.

И все же, в прессе частенько появляются статьи о баснословном богатстве цыганских баронов. Утверждается, что эти влиятельные люди получают немалый процент от различного незаконного бизнеса, которым занимаются их подчиненные.

В массовом сознании образ цыганского барона во многом совпадает с образом главаря преступной организации, но с национальным колоритом. И он обязательно должен быть с ног до головы обвешан золотыми украшениями.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
Читайте также:
Рекомендуемые статьи
Сухарева Башня
Рекламные статьи
Мы в Одноклассниках
Кириллица в Одноклассниках