«Нечистый зверь»: почему татары не пускают собак в дом
Существующий у татар запрет на содержание собак в доме имеет сразу несколько корней. Некоторые из них совершенно точно языческие, другие имеют исламское происхождение, а третьи напрямую восходят к запретам пророка Мухаммеда.
Предвестник скорой смерти
В исламской традиции собака считается «нечистым» животным – мусульмане верят, что ангелы никогда не заходят в дом, где содержат псов. Именно поэтому многие татарские семьи до сих пор строго выполняют это предписание и не только не содержат, но и даже не пускают собак в дома или в квартиры. А если собака случайно вылижет посуду, тарелки эти следует мыть семь раз, а потом еще «протирать землей», как заповедовал пророк Мухаммед.
Некоторые мусульманские правила – хадисы напрямую содержат призыв убивать черных собак, как особо злых и, возможно, как служителей дьявола, а в других упоминается, что собаки, так же как и змеи, способны лишать человека зрения, а у беременных женщин от их взгляда может произойти выкидыш.
Как указывает в статье «Сообщение Ибн Фадлана о гадании населения Поволжья по собачьему вою» филолог Даниил Викторович Пузанов, вначале пророк Мухаммед даже приказывал убивать всех собак, но позже изменил решение и позволил мусульманам держать их «для охоты и охраны овец».
Запрет на содержание собак в доме связан и с верованием в то, что собака, так же как осел, способна видеть шайтанов и ангелов смерти, которые и заставляют её выть. Следовательно, ее вой всегда предвещает смерть человека или падеж скота.
Пузанов считает, что это поверье могло прийти в ислам из иудаизма, но уточняет, что распространено оно было и у древних греков, у которых вход в подземный Аид охраняет мифический трехголовый пес Цербер, но есть еще и его брат – двухголовый пес Орф. Связывали собачий вой со смертью и в древнем Риме. В произведениях римского поэта Вергилия, жившего в I веке до нашей эры, собаки воют, чуя приближение орта – мифического существа из подземного мира.
Собака воет – горе близко
Вера в то, что собака воет, чуя чью-то близкую кончину, распространена у многих народов Европы. Существует она и у народов России, живущих на Волге – не только у татар, но и у восточных славян, у которых даже существовали призрачные псы Гавр и Ставр, которые сопровождали умершего хозяина Бея.
В восточной Европе почти везде были распространены суеверия о связи собаки с миром мертвых. Скорее всего, это были отголоски индо-иранских религиозных представлений, которым не менее 20—22 тыс. лет и по которым собака являлась проводником в загробный мир, куда она провожала души умерших.
Историк Артур Артурович Чубур в работе «Три очерка о зооморфных образах из Авдеево» пишет о том, что в Индии до сих пор существует культ бога смерти Ямы, которого сопровождают огромные четырехглазые псы, проводники в страну смерти, называемые сарамеями.
Согласно верованиями народов, живущих на территории России, собаки не только связаны с миром смерти, но и предчувствуют непогоду, видят нечистую силу и даже способны бороться с ней или, наоборот, ей потакать.
Башкиры верят, что вой собаки или волка предрекает смерть родителей. Чуваши считают, что вой собаки несет горе, но при этом интерпретируют его по-разному: если животное воет, глядя в землю, – будет беда: умрет человек или заберут в армию кого-то из мужчин в семье. Если же пес воет в небо — то ничего страшного не случится. Якобы так животное жалуется богу на голодную жизнь, а значит, животное надо покормить. Обычай этот, скорее всего, тоже имеет языческие корни и связан с «задабриванием» духов.
Раньше собаки были добрее
Любопытно, что арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан аль-Багдади, побывавший в X веке в Волжской Булгарии, отметил совершенно иное отношение булгар, которые являются предками татар, к собачьему вою. По его воспоминаниям, булгары считали вой собаки счастливым предзнаменованием, означавшим удачный, урожайный год. «Я видел, – писал араб, – что они… радуются ему и говорят о годе изобилия, благословения и благополучия».
И действительно, подобные суеверия живы в некоторых регионах России до сих пор. Например, в Чувашии девушки во время зимнего праздника сурхури гадают на жениха и слушают землю, и если услышат собачий лай, то это к хорошему жениху и скорому, благополучному замужеству.
Суеверие, по которому вой предвещает хороший, спокойный год есть и волжских татар, но оно касается волчьего, а не собачьего воя, и видимо, восходит к культу волка, который был ранее распространен среди тюркских воинов. На этот счет даже существует поговорка: про успешного человека говорят, что «его волк воет» (буресе улый).
Исследователь Гамирзан Миргазянович Давлетшин подтверждает, что подобная примета сохранилась у поволжских татар и сейчас: некоторые старики верят, что собачий вой – к удаче, а встретить собаку, молча бегущую по своим делам – не к добру.
Подтверждает существование подобного суеверия и Лаврентьевская летопись. По ней перед боем с венграми хан половцев, Боняк, слышит вой волчьей стаи и говорит своему союзнику – русскому князю Давиду, что их ждет победа.
Скорее всего, собака и волк в представлениях язычников смешивались, и тысячу лет тому назад с этими животными были связаны совсем иные суеверия. Собак почитали волжские и дунайские булгары, чуваши, тюрки. В зороастризме собаки принимали участие в ритуалах, а убийство этого животного было запрещено даже в том случае, если оно было больно бешенством. Собак как верных помощников защищали указы казахского хана Тауке, жившего в XVII веке, который приравнивал жизнь охотничьей собаки к жизни невольника.
Позже, возможно, под влиянием иудаизма и ислама, собака стала олицетворять нечистоту, и в суевериях оказалась связана со смертью.
Читайте наши статьи на Дзен