Гураны: почему забайкальских метисов считают отдельным народом
Русские поселенцы пришедшие в Забайкалье в XVII веке активно контактировали с монголоидными народами. В результате смешанных браков сформировалось особое сообщество гуранов, которое, по мнению части учёных, можно считать отдельным этносом.
Формирование общности
Казаки, пришедшие в Восточную Сибирь, столкнулись с довольно многочисленными аборигенами. Европейская Россия географически находилась дальше, а приток населения с запада в осваиваемые районы был не такой интенсивный, как в Западную Сибирь. Проблему нехватки женщин казакам приходилось решать путём браков с туземками.
«Везде в Иркутской губернии и особенно в Забайкальской области, постоянно совершается естественно-исторический процесс местного этнографического видоизменения русской народности, вследствие постоянного сожительно-бытового смешения русского населения с бурятским племенем», – отмечал в 1891 году исследователь Сибири Николай Ядринцев.
Одной из контактных групп стали казаки, которые поселились в XVII веке на реке Онон и стали брать в жёны обуряченных тунгусок. Доктор филологических наук Раиса Жамсаранова связывает появление сообщества гуранов с «исчезнувшими» православными тунгусами князя Гантимура».
Другая ветвь гуранов – это кударинские казаки, которые вели свой род от русских и карымов (так называли обрусевший род бурятов-цонголов, пришедший из Монголии). Наконец, к гуранам, по некоторым свидетельствам, относили себя и албазинцы – потомки казаков на Амуре, сильно смешавшиеся с китайцами..
Название
Слово «гуран» возводят к бурятском слову гүрөөhэ(н), означающему дикого козла или самца косули. Шапки из меха этих животных, которые носили забайкальцы, дали повод для ругательного прозвища казаков. Не исключено, что сыграло роль созвучие слов «козёл» и «казак». Вероятно, со временем бранное слово стало более нейтральным названием казаков, а потом появилось и третье значение – «прозвище забайкальского старожила с ярко выраженными чертами потомка смешанных браков с аборигенами» («Словарь русских говоров Прибайкалья», 1988 г.).
В газете «Забайкальский рабочий» в1996 году была опубликована версия о том, что «гураны» происходят от «урранов» – одного из якобы существовавших во времена Чингисхана монгольских племён. Однако данный сюжет можно отнести к фолк-хистори.
Наконец, филолог из Благовещенска Любовь Крючкова в статье, посвящённой этимологии слова «гуран», выводит его из языка дальневосточных нанайцев, у которых «гурун» означает «люди, народ».
В любом случае, как название общности слово «гуран» стало употребляться к концу XIX века. Ранее жители Забайкалья называли себя «смешицей», «смешанным народом» или даже «выродками».
Особенности
По мнению антропологов гураны – это метисный европеоидно-монголоидный тип со смуглой кожей, чёрными волосами и широкими скулами. Такую внешность называли «брацковатой» (вероятное сокращение от слова «бурятсковатый»).
«Брацковатый тип здешнего старожила в большинстве случаев отнюдь нельзя считать безобразным, некоторые находят его красивым даже в европейском смысле, например, такой наблюдатель, как Паллас, находит у брацковатых забайкальцев черты лица приятными и правильными», – писал дореволюционный исследователь Александр Белявский в очерке «Сретенск».
Однако внешних отличий было бы недостаточно для формирования этноса. Говорить о том, что гураны – отдельный народ, можно благодаря наличию бытовых, мировоззренческих и культурных особенностей. Одним из них была высокая мобильность населения. Известно следующее значение слова «гуран» – «человек, часто меняющий работу, место жительства». Также гураны, как и коренные народы Забайкалья, имели привычку пить черный крепкий чай с молоком.
Вместе с тем, существует точка зрения, что гураны – это не этнос, а локальный «тип местного населения», сложившийся из нескольких народов. В книге «Народы и религии Приамурья» приводится определение «особая субэтническая группа».
Сегодня потомки гуранов склонны считать себя не народом, а особым типом русских, коренными забайкальцами. Самоназвание «гуран», как можно судить по местным интернет-форумам, принимают далеко не все метисы, оно воспринимается как уничижительное.
Читайте наши статьи на Дзен