Кем будет считаться по национальности ребенок, рожденный от чеченца и еврейки
Даже самые счастливые семейные союзы, где мать и отец принадлежат к разным культурам, с рождением детей могут столкнуться с проблемой определения их национальности. Одни родители предпочитают, чтобы их ребёнок по достижении сознательного возраста самостоятельно выбрал, какой этнос ему роднее по природе, а другие записывают его в «свои» по факту рождения. В связи с этим, одним из наиболее спорных может стать вопрос установления национальности малышей, появившихся в браке между чеченцем и еврейкой, поскольку у первых она считается по отцу, а у вторых по матери.
Чеченцы
Чеченцы, признающие отцовскую линию доминирующей, однозначно, считают, что их чада при рождении автоматически становятся частью народа нохчий. Живя в Чечне, впитывая местные культурные коды, чтя традиции ислама, мысля как горец, этот ребёнок с малых лет будет ассоциировать себя с местным населением. Особенно непреклонны они в отношении сыновей, поскольку в их генофонде присутствует Y-хромосома, передающаяся исключительно по мужской линии и хранящая информацию о праотцах рода..
В современном чеченском обществе укоренился канон, согласно которому жена, решившаяся развестись с мужем должна оставить надежду на воспитание совместных детей. Это правило касается не только иностранок, но и местных чеченок, которые обязаны оставить детей в доме супруга, где о них будут заботиться родственники бывшего мужа. В лучшем случае ей позволят навещать ребёнка в строго отведённые часы и лишь до достижения им 7-летнего возраста, а в худшем она навсегда потеряет с ним связь. Вообще, чеченцы полагают, что основная функция матери заключается в заботе о ребёнке, а формирование личности и её развитие, особенно, если это мальчик, лежит на плечах отца.
Таким образом, в чеченском обществе, малыш, рождённый матерью еврейкой, будет восприниматься как чеченец. О том, насколько мизерна в обществе нохчий роль матери в определении национальности ребёнка свидетельствует тот факт, что малыш, появившийся на свет у матери чеченки и отца из другого этноса, никогда не будет считаться чеченцем. Именно поэтому, мужчины вайнахи ещё могут позволить себе брать в жёны чужестранку, а вот чеченским девушкам рекомендовано искать счастье только среди своих сородичей.
Евреи
Несколько иначе ситуация выглядит со стороны иудеев, у которых, в отличие от подавляющего большинства народов, этническая принадлежность определяется исключительно по материнской линии.
Это основополагающее правило, полученное Моисеем на Горе Синай от самого Всевышнего, закреплено сразу в двух религиозных источниках и в законе Шульхана Аруха (раздел Эвен Хаэзер, гл. 8, закон 5).
В составляющей Тору книге Дварим (7:3,4) сказано: «И не роднись с ними: дочери твоей не давай его сыну и дочери его не бери для сына твоего. Ибо отвратят сына твоего от следования за Мною, и будут они служить божествам чужим».
А уже во входящем в Талмуд трактате Кидушин (68б, 69а) со ссылкой на рабби Шимона бен Йохая, рабби Йоханан даёт расширенное толкование вышеизложенных строк, из которого следует: «Сын твоей дочери от язычника (т. е. твой внук) — твой сын, а сын язычницы (от твоего сына) — ее сын». Отсюда следует, что лишь тот ребёнок, который родился от еврейки, может считаться евреем, при этом национальная принадлежность его отца не имеет никакого значения.
Рав Ашер Кушнир помимо теологической трактовки даёт социологическое объяснение этому факту. По его мнению, мать играет решающую роль в формировании личности ребёнка. Бессознательно копируя повадки матери, малыш является отражением её культурных взглядов и ценностей, перенимая у неё и еврейскую сущность.
Приверженцы каббалистического учения утверждают, что национальность правомерно определять по материнской линии не только потому, что она принимает более активное участие в воспитании ребёнка, но и из-за того, что их души, тесно переплётшиеся ещё тогда, когда дитя находилось в утробе, невозможно разделить.
Иные израильтяне объясняют эту традицию чисто биологическим феноменом. Далеко не всегда названный отцом малыша мужчина, действительно является его родителем, в то время как женщина, родившая чадо, однозначно уверена в его родстве. Таким образом, если передавать этническую принадлежность через материнскую линию, то всегда можно быть уверенным, что в его жилах течёт еврейская кровь. Отсюда и знаменитая поговорка: «Отцов как псов, а мать одна».
К тому же этот принцип «наследования» национальности был выгоден израильтянам чисто из политико-демографической точки зрения, так как лишённые столетиями собственной земли и вынужденные жить в изгнании еврейки частенько подвергались насилию, в результате которого рождались дети-полукровки, по библейскому закону приобщаемые к еврейскому народу.
Таким образом, с точки зрения иудеев, дети, родившиеся в браке между еврейкой и чеченцем, будут считаться евреями.
А может это не смешанный брак?
Однако существует альтернативное мнение, примиряющее обе стороны. Эта версия основывается на историческом материале, повествующем, что в Средние века на территории современной Чечни располагалось древнее еврейское государство Хазария, жители которого после поражения от арабов отреклись от иудаизма и приняли ислам.
Об этом же можно прочитать у востоковеда Льва Гумилёва: «Широкая долина Терека, согласно всем историческим источникам, была населена хазарами. В V — VI вв. эта страна называлась Барсилия и, по мнению византийских хронистов Феофана и Никифора, здесь находилась родина хазар».
Об общем происхождении чеченцев и хазар говорили писатель Герман Садулаев и полевой командир Шамиль Басаев, а также автор арабской рукописи 1891 года Темир, племянник прославленного муршида тариката накшбандийя Тау-Султана.
Приверженцы этой версии утверждают, что родство чеченского и еврейского народа подтверждают генетическая экспертиза, данные дерматоглифики, общие лексемы и одинаковые топонимы.
Таким образом, для тех, кто считает эту трактовку правдоподобной, очевидно, что брак между чеченцем и еврейкой является не смешанным, а чистокровным. В свою очередь родившиеся в их семье дети с одинаковой долей можно назвать и чеченцами и евреями, не ущемив ни одного из родителей.
Читайте наши статьи на Дзен