Крымские цыгане: как появился этот народ
Исторической родиной цыган считается Индия. Формирование цыганского народа относится к X веку н.э., после исхода цыган из Индии в Византию. Как известно, жители средневековой Византии называли себя «ромеями». С этим этнонимом связывают появление самоназвания цыган – «рома» и принятие ими христианской веры. На территории Европы цыгане появились в начале XV века, а в России – еще позднее. В настоящее время цыгане – это собирательное название около 80 субэтнических групп, которые имеют общее происхождение, язык, следование «цыганскому закону», но отличаются диалектами, этнокультурными характеристиками, обычаями и родом занятий.
Время и условия появления народа в Крыму
Крымские цыгане – субэтническая группа цыган, входящая в большую группу «рома». В ХХ веке крымские цыгане стали называть себя къырымитика / татаритика / кырымлыс рома («крымские / татарские цыгане»), крымури или кырымлыдес (т.е. «крымцы, крымчане»), а также хорахая («татары»). Вопрос о времени и условиях появления цыган в Крыму остаётся открытым. Согласно гипотезе В.И. Филоненко, цыгане пришли на полуостров не единовременно, а несколькими волнами, впервые появившись здесь вместе с монголо-татарами в XIII веке.
Вторая крупная волна переселения цыган в Крым с территорий современных Румынии и Молдавии приходится на XV век. По мнению В.Г. Торопова, они переселились в Крым с территории Византии (а точнее, современных Болгарии, Греции и Македонии) сухопутным путем через земли Румынии и Северное Причерноморье. Произошло это, по мнению исследователя, в период между 1350 и 1450 годом. Впрочем, существуют и другие предположения: согласно одной из легенд, записанных В.Х. Кондараки, цыгане переселились в Крым с Кавказа. Крымский исследователь И.А. Заатов в качестве предполагаемого времени появления цыган на Крымском полуострове указывает конец XV – начало XVI вв., а места – г. Кефе (Каффа / Феодосия).
Тем не менее, первым достоверным упоминанием о цыганах в Крыму являются дорожные заметки Мартина Броневского (1578). Путешественник писал, что в крымских городах проживают «филистимляне, или цыгане – люди темные и бедные». Краткое упоминание о цыганах в Крыму оставил знаменитый османский путешественник Эвлия Челеби (ок. 1665-1666 гг.).
Путешественник писал о наличии «цыганских шатров и кибиток» в османском городе Кефе (Феодосии) и о двух цыганских кварталах в Гёзлёве (Евпатории). Исходя из этого сообщения, можно предположить, что цыганское население Крыма того времени было как оседлым, так и полукочевым. По сведениям В.Х. Кондараки, цыганское население Крыма, равно как и христиане с караимами, было обложено татарской администрацией земельным налогом (харадж) в 60 копеек серебром с головы. Эти сведения представляются несколько странными, т.к. мусульмане-цыгане не должны были облагаться хараджем.
В Российской империи и Советском Союзе
В XVIII веке основным поселением крымских цыган стал Салачик (Эскисаладжик / Староселье) на окраине Бахчисарая. Вскоре после присоединения Крыма к России на полуострове проживало около 3200 цыган, а в 1867 году – около 5 000. После присоединения к России в 1811 году Бессарабии, оттуда в Крым также переселилась некоторая часть местных цыган-урсар. В XIX веке цыганские общины проживали практически в каждом крупном населенном пункте полуострова, основывая там отдельные цыганские слободки. Наиболее многочисленные цыганские общины проживали в Симферополе (здесь существовал отдельный квартал, именуемый в народе «Цыганская слободка»), Бахчисарае (с пригородом Салачик, где жили преимущественно цыгане), Карасубазаре (ныне – г. Белогорск), Евпатории (здесь также находилась так называемая «Цыганская слободка»).
По крымским цыганам сильно ударил голод 1921-1922 годов. Как следствие, перепись 1926 года зафиксировала только 649 цыган обоего пола на полуострове; их число несколько возросло к 1939 году и составило 2064 человека. После оккупации Крыма осенью 1941 года нацистской администрацией было принято решение относительно систематического уничтожения крымских цыган. Расстрел цыган в Крыму начался приблизительно в то же время, что и крымчаков и евреев. Уничтожение крымских цыган в декабре 1941 г на 10-м километре под Симферополем стало одной из наиболее ранних и кровавых антицыганских акций в Восточной Европе. Уцелевшие после войны крымские цыгане, у которых в документах была указана национальность «татарин» (1109 человек), были депортированы из Крыма наряду с другими народами в 1944 году. Только лишь часть из них смогла позднее вернуться назад на полуостров.
Быт, традиции и обряды
В XIX веке крымские цыгане состояли из трех общностей, четко отделявших себя друг от друга: урмачели, гурбеты и рома. Это, по сути, были разные этнические общности, объединенные общим экзоэтнонимом цыгане (чингене). Внутри этих трех групп также присутствовало разделение, на сей раз преимущественно по профессиональному признаку. Так, к примеру, внутри урмачельской общности выделялись элекчи (ситочники), занимавшиеся производством плетеных корзин, сит, а также музыкальной деятельностью; сепетчи (корзинщики) – ремеслами и мелкой торговлей; демерджи (кузнецы) работали кузнецами; алтынджи (къуюмджи / кумышчи) – ювелирами; да(в)улджи (барабанщики) и чалгъыджылар – музыкантами; халайджи – лудильщиками.
В период после депортации крымских татар в ХХ веке среди урмачелей стали сильны интеграционные процессы с татарами. Несмотря на то, что современные крымские татары зачастую называют их «крымскотатарскими цыганами», сами урмачели, в большинстве своем, продолжают считать себя отдельной этнической группой. Итак, подводя итоги, первая группа внутри крымско-цыганской общности – это урмачели, т.е. местные тюркоязычные цыгане, по-видимому, потомки цыганских переселенцев эпохи Крымского ханства, исповедовавшие суннитский ислам.
В цыганоязычной рома-группе выделялись поздние переселенцы аю(в)джи (медвежатники), занимавшиеся преимущественно закупом и перепродажей лошадей. Значительная часть из них была кузнецами; в некоторых районах они переходили и на другие занятия, что зависело от конъюнктуры и конкуренции с местным населением. По всей видимости, аювджи были преимущественно потомками переселившихся в Крым после 1811 года бессарабских цыган-урсар. Эта группа была более близка к другим цыганоязычным группам цыган Российской империи и СССР.
От урмачелей и рома резко отличались т.н. гурбеты (курбеты / курбэтя), занимавшиеся преимущественно торговлей лошадьми. В.Г. Торопов объясняет этот этноним как производное от татарского «нищий» и упоминает точку зрения о том, что гурбеты являются не этническими цыганами-рома, а потомками ираноязычных курдов. Татарам эта группа была известна как тайфа(лар) или дайфа(лар). Тот факт, что на курдском диалекте курманджи в Восточной Анатолии термин тайфа/дайфа означал понятия «род» и «племя», может служить еще одним подтверждением теории о курдском происхождении гурбетов.
Отличавшиеся от других цыган антропологически, гурбеты исповедовали ислам с элементами шиизма (по некоторым сведениям, в сочетании с элементами зороастризма), а также объясняли свой этноним как производное от туркмен в значении «я – турок». Среди этнических мифов и преданий, сохранившихся среди гурбетов и в настоящее время, наиболее распространены мифологемы об их происхождении от тюркоязычных (туркмен, сельджуков или турок) или ираноязычных (курды) народов. Тем не менее, антропологический тип, остатки шиитских верований и обилие иранских заимствований в языке указывают, скорее, на их происхождение от курдов.
Итак, подводя итоги, можно сказать, что термин «крымские цыгане» является достаточно условным, т.к. в разное время им обозначались группы этого народа с различной идентичностью, занятиями, разговорными языками и религиями. Скорее, следует говорить о трех различных группах внутри крымско-цыганской общности, лишь одна из которых (т.н. аювджи) была цыганоязычной группой, аналогичной другим группам российских цыган. Цыгане-гурбеты, в настоящий момент являющиеся частью крымско-цыганской общности, скорее всего, являются потомками шиитских групп из Османской империи.
Читайте наши статьи на Дзен