Хуже смерти: что ханты и манси делали с пленными покорителями Сибири
При покорении Сибири наибольшее сопротивление русским оказали так называемые «уральские индейцы» — народы ханты и манси. Как считают историки, присоединение народов Урала произошло в конце XVI века. Это стало возможным лишь после уничтожения Сибирского ханства.
Покорение Сибири
В XV веке русские называли представителей этих народов югрой, остяками и вогулами. В то же время эти народы платили дань хану Кучуму, даже приняли для вида ислам, при этом продолжая оставаться язычниками и приносить идолам кровавые жертвы, часто человеческие.
Когда в конце XV века воеводы Семен Курбский, Василий Гаврилов и Петр Ушаков отправились покорять уральский край, в их войске были: татары, удмурты, ушкуйники — лихие люди по тем временам. Стычки с народами населявшими Урал бывали весьма кровопролитными. В плен попадали то русские, то туземцы. Исследователи отмечают, что покоряя Урал, русские не отличались милосердием: брали местное население в заложники, издевались, пытали, запугивали.
В походе была взята богатая добыча, захвачено 40 городков, убито немало самоедов, в плен попало более 1000 мирных жителей и 50 князей. Большинство было отвезено в Москву, где царь Иван ІІІ их помиловал и дал им свободу.
Жестокие воины
И еще целое столетие понадобилось русским, для того чтобы привести хантов и манси к клятве на верность. Местное население доставляло русским немало хлопот: его представители отлично ориентировались на местности, знали свою территорию, могли передвигаться ночью, легко выживали в тайге и умело вели партизанскую войну. А самое главное — они были в прекрасной форме, потому что постоянно вели войны со своими соседями — ненцами и самоедами. Устраивали скрытые засады и нападали совершенно неожиданно.
По словами исследователей, ханты и манси — это единственные народы на территории России, которые до конца XIX начала ХХ века сохранили обычай снимать скальп с побежденного врага. По верованиям этих народов, одна из пяти душ воина находится в волосах, а если их вырвать, то дух не сможет вернуться и отомстить. Об этом языческом обычае писал и венгерский монах Йоганка. Ученые не могут точно определить, когда именно уральские аборигены снимали скальп с врага — после его смерти или ещё до.
А как же поступали с воинами, попавшими в плен? По рассказам этнографов, пленных убивали и отрубали им головы. После казни совершали обряд: вокруг озера выставляли человеческие и собачьи головы.
Историки упоминают о 30 убитых русских мужчинах из села Войтехово. Манси и ханты нашли стоянку в тайге по лаю собак, всех перебили ночью, после чего оскальпировали. Историк Елена Перевалова рассказывает о войнах между хантами и самоедами. Чтобы прекратить военные действия эти народы заключали «клятву вечного мира». Для подтверждения клятвы самоеды по жребию выбирали среди своих того, кого принесут в жертву. После этого несчастного убивали и варили. Затем рубили ель, на пень которой ставили корыто с человеческим мясом. Каждый должен был съесть из корыта. Сохранилось множество сказаний о тех народах, об их традиции каннибализма, о совершении ритуалов с человеческими головами.
Самоедов, попавших в плен, использовали и как рабов. А вот если в плен попадали русские, то рабами их никогда не делали. Ханты считали их сильными и злыми противниками, поэтому их убивали и скальпировали, развешивая скальпы на деревьях. Тела использовали для ритуальных целей. С целью получения силы врага, как считали ханты, пленного врага приносили в жертву идолам, а кровью скрепляли договоры.
Русские, зная о том насколько сильно ханты и манси придерживаются языческих ритуалов, старались при заключении договора с почтением относиться к местным обычаям, но при этом и не нарушить своей православной веры. С этой целью во время подписания договоров «выдумывали» идолов, которых увенчивали крестом. Аборигены тех земель поклонялись идолу, а православные — кресту.
Читайте наши статьи на Дзен