Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2020-08-03 15:30:08

Основатели Киева: кем они были по национальности

Последнее столетие не утихают яростные споры – какой же народ стоял у истоков зарождения «матери городов русских». Чтобы составить собственное мнение, стоит изучить наиболее популярные версии.

Восточнославянская

Согласно Повести временных лет начала XII века Киев был основан тремя братьями-полянами Кием, Хоривой и Щеком и их сестрой Лыбедью. В Несторовой летописи читаем: «И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего брата и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве».
Впрочем, о происхождении самих полян, расселившихся по правому берегу среднего Днепра, ведутся не менее ожесточенные дискуссии. Одни (В. Седов, И. Русанов, Г. Матюшкин) включают полян в «дулебский племенной союз» наряду с древлянами, дреговичами и волынянами. Существует мнение, что поляне происходят от скифского племени палов. Не исключается и сарматское происхождение восточнославянских племен.
Не забудем, что обвинения в фальсификации звучали и в адрес самой Повести временных лет, которую называли «искусственным и малонадежным» источником» (М. Приселков). Летопись, скорее, является фольклорно-художественным произведением, нежели документальным. И с этим согласны многие историки: начиная с Н. Карамзина, который высказал сомнения в правдивости изложенного в летописи, и заканчивая Алексеем Толочко. Современный исследователь называл Повесть временных лет «выдающимся литературным произведением, но совершено недостоверной историей».

Скандинавская

Известный шведский историк-популяризатор, писатель и профессор истории в Лундском университете Дик Харрисон придерживается версии, что Киев был заложен много ранее (не в XII, а в V веке). И активное участие в основании и развитии города с V по X век принимали викинги, которые называли будущий Киев Кёнугардом.
После прихода к Днепру викинги и скандинавские купцы договорились с местными восточными славянами «дружно жить поживать» и радушно принимать ищущих лучшей доли скандинавов. В качестве примера тесных связей между двумя народами Дик Харрисон приводит годы жизни в Киеве норвежских королей Олафа Харальдссона и Харальда Сигурдссона (IX в.), а также брак дочери шведского короля Олафа Шётконунга с великим киевским князем Ярославом.
Историк напоминает, что в пользу его теории говорит и происхождение слова «русы». Русами, а вернее руденами, шведы традиционно называли выходцев из центральной Швеции. И сегодня по-фински Швеция звучит как Ruotsi, а по-эстонски – Rootsi. По этой версии получается, что часть основателей Киева действительно прибыла с территории современной Швеции, чтобы затем ассимилироваться с восточными славянами.

Хазарская

Версию о хазарском происхождении Киева разделял, в частности, российско-американский историк-евразиец Георгий Вернадский. Сторонники этой теории уверены, что в VII-X вв. территории к северу от Черного моря контролировались Хазарским каганатом, а земли полян входили в средневековое государство кочевого народа. Сами поляне платили хазарам дань (Б. Рыбаков), о чем упоминается в Повести временных лет.
Сам же Киев был не столицей «выдуманного государства полян Руси», а хазарской пограничной крепостью. Ее исконное название Куйава (Kuyawa) восходит не к имени мифического полянского князя Кия, а к Куйи – имени хазарского вазира, основателя крепости во второй половине IX века. Упоминание Киева как Куйава встречается в иностранных источниках X-XI века: Кioaba/Самватес – у византийского императора Константина XII Багрянородного в трактате «Об управлении Империей», Кuyaba – у арабского географа Абу аль-Истахри, Cuiewa – у немецкого хрониста епископа Мерзебургского.

Еврейская

Единственным источником, где Киев называется Самватес, является трактат Константина Багрянородного. Это название не только переводится с хазарского как «верхняя крепость» (от тюркского sam – верхний и bat – сильный), но и позволяет говорить об еврейском происхождении города.
Доводы в пользу этой гипотезы приводятся следующие. Во-первых, Самватес созвучно с Самбатион – рекой, которая в еврейской мифологии текла по краю земли в стране потерянных десяти Израильских колен. Во-вторых, Самбат звучит почти как Шаббат – седьмой день отдыха в иудаизме, в который Тора предписывает воздерживаться от работы. В-третьих, существует ряд топонимов: река Днепр в былинах называется Израй-река (предположительно, от Израиль), имя одного из основателей города Хорива восходит к ивритскому названию горы Синай (Хорев).

Армянская

Свои аргументы приводят сторонники армянского происхождения Киева. Они убеждены, что византийский нахарар (князь) армянского происхождения Смбат Багратуни в 585 году основал на Замковой горе крепость, названную Смбатас. Потомки Смбата Багратуни – Куар (Кий), Шек (Мелтей) и Хореан — возвели на соседних холмах новые крепости: Куар (Кий), Мелтей (Щековица) и Кореан (Кореван).
Четыре крепости: Смбатас, Куар, Мелтей, Кореван в дальнейшем объединились в город Киев. Армянская династия киевских князей просуществовала 300 лет (585-882 годы), пока потомки трех братьев Аскольд и Дир не были убиты варягами Рюриковичами.
Об армянах-основателях Киева упоминают историки VII-VIII вв. Себеос и Зеноб Глак. О кровном родстве между Куаром, Шеком и Хореаном, с одной стороны, и Рустем-Осколдом и Диром, говорит польский историк XV века Ян Длугош и такие исследователи, как А. Шахматов и М. Тихомиров. В частности, изучавший несохранившиеся летописи Ян Дуглаш пишет, что «после смерти Кия, Щека и Хорива, наследники по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русинов, пока преемственность не перешла к двум родным братьям Аскольду и Диру».

Скифская

Период развития Преднепровья (территорий, где позднее возник Киев) с VII по III в. до н.э. принято называть скифским. Археологические находки в древних поселениях, городищах и курганах позволили ученым весьма четко определить границы Скифии, в частности на севере современной Украины. Однако однозначно ответить на вопрос, населяли ли скифы Преднепровье и какую роль они сыграли в основании Киева, пока не получается.
Считается, что царские и кочевые скифы пришли и подчинили многие местные племена, в частности скифов-пахарей лесостепного Поднепровья и современной правобережной Украины. Существует теория, что этнически скифы-пахари были праславянами, но их культура претерпела сильное влияние ираноязычных скифов-кочевников. И это доказывают археологические находки, обнаруженные при раскопках Хотовского и Ходосовского городищ. Это и горшки с налепным валиком и сквозными, проколотыми шилом отверстиями – типичная посуда скифов-пахарей, и миски с черпаками с характерной петельчатой ручкой и налепным ободком, которые использовали для вина царские скифы, и типичные скифские наконечники стрел.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: