Кармазинный, червлёный, кумачовый: почему на Руси люди различали цвета по-другому
Алый, багряный, червонный, кровавый – для современного человека это оттенки красного. А вот с точки зрения жителя Древней Руси, речь здесь идет о разных цветах. Оказывается, восприятие палитры окружающего мира меняется от эпохи к эпохе. На то, как люди различают оттенки, влияет множество факторов: от национальных до обиходно-бытовых. То есть несколько столетий назад русские по-другому видели и описывали окружающий мир, чем сейчас.
Смотрим и называем
Академик РАН Александр Михайлович Панченко посвятил этой теме научную статью «О цвете в древней литературе восточных и южных славян», которая была опубликована в сборнике «Труды отдела древнерусской литературы» (Пушкинский Дом, 1968 год издания). Автор написал, ссылаясь на данные физиологов, что человеческий глаз различает примерно 150 разных цветов, каждый из которых имеет сотни оттенков.
Но в мире нет ни одного языка, который описывал бы все это разнообразие. И в обычной жизни, и в художественной литературе для обозначения цвета люди во все века использовали лишь ограниченное количество слов. При этом, «…диспропорция между реальными возможностями зрения и языком была исторически изменчивой».
Как доказали ученые, чисто с физиологической точки зрения все люди видят мир одинаково: строение глаза идентично у представителей всех рас и народов. Но целый ряд социально-культурных и психологических особенностей меняет восприятие цвета разными людьми. Считается, что наши первобытные предки делили все объекты природы на светлые, темные и красные. Их мир был трехцветным.
Примечательно, что в языках народов, преимущественно занимающихся земледелием, больше слов, обозначающих разные оттенки зеленого, чем у кочевников-скотоводов. Это различие обусловлено бытовыми и экономическими факторами. Земледельцам важно наблюдать за ростом сельхозкультур, тогда как животноводы не нуждаются в доскональном разграничении салатового, изумрудного или оливкового. В языках многих тюркских народов синий и зеленый вообще считаются оттенками одного цвета, который называется «кук».
Другая радуга
В настоящее время люди, в том числе россияне, видят и используют при описании тех или иных объектов следующие основные цвета:
- ахроматические (белый, черный, серый);
- хроматические (всем известные 7 цветов радуги);
- неспектральные (коричневый, розовый, пурпурный, хаки).
Но так было не всегда. Например, античный философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в своем сочинении «Метеорологика» написал: «Это почти единственные краски, создавать которые художники не умеют. Некоторые цвета они получают смешением, однако красный, зеленый и синий не могут быть получены таким способом. В радуге между тем [именно] эти цвета; впрочем, между красным и зеленым часто появляется желтый».
То есть, известный древнегреческий ученый видел в радуге только три цвета, иногда замечая и четвертый.
По-другому воспринимали мир в Древней Руси. Например, в Киевской летописи за 1073 год содержится такая запись: «В радуге суть червеное, и синее, и зеленое, и багряное».
Кстати червеный (червонный, червленый) – это ярко-алый, а багряный – темно-вишневый, почти бордовый. В данном описании радуги нет даже намека на желтый, а два оттенка красного обозначены как разные цвета.
Современной же семицветной радугой мы обязаны британскому ученому Исааку Ньютону (1642-1727 гг.), который первым описал преломление белого цвета через оптическую линзу в ходе своих экспериментов.
Национальные различия
Слово blue в английском языке с точки зрения русских обозначает сразу два разных цвета: синий и голубой, не говоря уж об их многочисленных оттенках. Интересно, что германские языки в этом отношении совпадают с английским, называя одним словом значительную часть видимого спектра: от темно-синего до светло-голубого.
Известные американские психологи Мими Купер (Mimi Cooper) и Арлин Мэтьюз (Arlene Matthews) написали в соавторстве книгу «Как понимать язык цвета» (Москва, 2004 год издания, переводчик Т.О. Новикова). Ученые отметили, что межкультурные различия в восприятии цвета наблюдаются повсеместно. Например, аборигены Новой Гвинеи не различают голубой и зеленый, считая их одним цветом, используемым для описания воды. А синий они воспринимают как черный, ассоциируя его с ночной темнотой, в которой может таиться опасность.
Если для европейца синий нейтрален, то коренных жителей Новой Гвинеи он пугает и настораживает.
В мире практически не существует ни одного цвета, который воспринимался бы всеми народами сугубо положительно или отрицательно, все зависит от конкретной страны, ее традиций и культуры. Так, белый в Европе символизирует душевную чистоту и благородство, а в Азии – смерть. Китайцы высоко ценят желтый, для них он – символ богатства и власти, а русские связывают этот цвет с разлукой. В период траура все славянские народы носят черное, а вот арабы – желтое. Любимый многими людьми красный не приветствуется в Ирландии, а фиолетовый отвергают в одежде бразильцы и перуанцы.
Впрочем, мода на тот или иной цвет крайне переменчива, она меняется от сезона к сезону. Национально-культурные особенности восприятия разных оттенков учитывают в рекламе товаров, а также при создании логотипов.
Древняя Русь
Кандидат культурологических наук Эльвира Викторовна Гмызина в своей научной работе «Цвет в культуре Древней Руси: слово и образ» отметила, что восприятие цвета русскими людьми менялось от века к веку.
На заре становления народа еще не было противопоставления людей и природы. Далекие предки различали и выделяли из окружающего мира лишь те цвета, которые были важны для их выживания. Огонь и вода, растения и животные первыми раскрасили реальность, воспринимаемую людьми.
Поначалу жители Древней Руси отождествляли цвет и его проявление. Для них белый – это свет, красный – это кровь, зеленый – это трава. В дохристианский период люди рассказывали легенды и мифы, в которых цвет имел оценочную функцию. Например, противопоставление белого лебедя и черного ворона воспринималось с точки зрения борьбы добра со злом. Отрицательные персонажи и негативные явления часто описывались в темных тонах, а положительные – в светлых.
Черный, белый и красный были для людей с мифологическим сознанием основными цветами, не случайно легендарное Мировое дерево в русской культуре изображалось с белой листвой, черными корнями и красным стволом.
Затем, с приходом христианства на Русь началось противопоставление человека природе. Изменился уклад жизни, и восприятие цвета тоже претерпело трансформацию. Палитра окружающего мира стала отражать эмоциональное отношение человека: черная тоска, золотое сердце, красная девица.
Социальное расслоение общества на князей, бояр, воинов, купцов, ремесленников и крестьян привело к тому, что цвета стали обозначением различных сословий. Не случайно в преданиях того периода княжеское одеяние и амуницию часто называют белыми, хотя на самом деле они могли быть какого угодно оттенка. А удалых купцов обычно изображают в красных кафтанах.
Меньше цветов, но больше оттенков
Академик А.М. Панченко в своей статье указал, что основными источниками для изучения цветовой палитры, воспринимаемой жителями Древней Руси, служат немногочисленные предания и легенды, а также памятники литературы. Главным образом, «Слово о полку Игореве» (XII век) и «Задонщина» (XIV век). Что касается религиозных текстов того периода, то они не отличаются богатой цветовой палитрой, часто ограничиваясь лишь противопоставлением белого и черного в рамках духовной победы праведников над разной нечистью.
Ученые полагают, что жители Древней Руси различали меньше цветов, как таковых, но видели в них гораздо больше оттенков. И связано это с близостью к природе, характерной для представителей земледельческой культуры. Например, кровавый, кармазинный, багровый, багряный, вишневый, алый, гранатный, кумачовый, брусничный, червчатый (червонный) для русских были разными цветами. Точно так же, как крапивный, соломенный, шафранный или оттенки оранжевого: жаркий, огненный, рудо-желтый.
Отдельные исследователи народных песен и преданий даже высказывают мысль, что палитра жителей Древней Руси была богаче, чем у большинства современных людей. Если же говорить о цветах в их нынешнем понимании, то А.М. Панченко и другие исследователи выделяют семь основных: белый, черный, серый, красный, желтый (золотой), синий и зеленый.
Белый, черный, красный…
Самым популярным в палитре древнерусской литературы был белый. Как подсчитали исследователи, на каждые сто эпитетов, относящихся к колористике, почти половина приходится именно на этот цвет, синонимом которому выступает прилагательное «светлый». В древнерусских текстах можно встретить: белые руки, белые шатры, белую зарю, белую грамоту, белый двор (когда имеется в виду княжеский двор) и т.д. Это цвет благородства, власти, красоты и добродетели.
Противопоставление белого и черного символизирует борьбу хороших, своих людей с плохими, чужими, врагами. Так, в «Слове о полку Игореве» поганый половчанин не просто так превращается в черного ворона. А Галицко-Волынская летопись, описывая поездку князя Даниила Романовича Галицкого в Золотую Орду, предпринятую в 1245-1246 годах, содержит еще более интересную цветовую характеристику. В этом тексте русского правителя спрашивают: «Пьеши ли черное молоко, наше питье, кобылий кумуз»?
Вряд ли автор летописи считал, что кисломолочный продукт кумыс на самом деле может быть черным. Однако в данном тексте идет противопоставление своего и чужого, поэтому к кобыльему молоку и применяется такой эпитет, странный с точки зрения современного человека.
Еще одним популярным цветом в древнерусской литературе является красный. Но отношение к нему зависит от оттенка. Например, кровавые зори в «Слове о полку Игореве» символизируют массовую гибель русичей, а червленые щиты воинов, напротив, внушают оптимизм. Ведь в данном случае «червленый» метафорически значит крепкий, надежный.
Синий и зеленый воспринимаются чаще нейтрально или положительно (небо и трава), но не тогда когда речь идет о синей мгле или зеленой тьме за окном. Желтый почти не встречается в древнерусской литературе, а близкий к нему эпитет «золотой» обычно используется при характеристике предметов, принадлежащих князю: золотое седло, златоверхий шатер и т.д.
Интересно, что серый занимает в сознании русских промежуточную позицию между добром и злом, он характеризует персонажей сильных, быстрых, умелых. Например, в известной сказке Серый волк помогает Ивану-царевичу, потому что сам принял такое решение.
Со временем изменилась жизнь русских, другим стало и восприятие окружающей действительности. Отождествление цветов с объектами природного мира ушло в прошлое. Развитие художественных промыслов и различных отраслей хозяйства приблизило цветовую палитру жителей Руси к ее современному восприятию.
Читайте наши статьи на Дзен