Киммерийцы: какие русские стали «потомками» Конана-варвара
Многие знают о киммерийцах по голливудским фильмам, снятым по мотивам повестей Роберта Говарда о приключениях Конана из Киммерии. Однако образ Конана, так ярко воплощенный Арнольдом Шварценеггером, существенно отличается от исторических прототипов.
Загадочный народ
Источников, по которым можно судить каким же народом были легендарные киммерийцы не так уж и много. Скорее всего они не были похожи на необузданных варваров, более характерных для древнего мира Западной Европы периода заката Римской империи – такими их рисовал Говард. Имеющиеся данные говорят, что это скорее всего были кочевники восточного типа, лихие наездники и великолепные лучники, промышлявшие не только войной, но и скотоводством.
Некоторые документы свидетельствуют о том, что киммерийцы могли быть предками жителей Древней Руси. К примеру, арабское сочинение XII века «Собрание историй» приводит легенду, гласящую, что киммерийцы и славяне – родственные этносы. Там повествуется о трех братьях – Русе, Кимере и Хазаре, которые стали родоначальниками известных нам народов – русов, киммерийцев и хазар. Однако это скорее всего легенда, по крайней мере, исторических подтверждений у этой версии нет.
Из трудов античных авторов, Геродота, Гомера и Страбона, мы узнаем, что киммерийцы долгое время проживали на пространствах Северного Причерноморья, в том числе и на территории современного Крыма. О последнем могут свидетельствовать и топонимы, относившиеся к восточной части полуострова: Боспор Киммерийский, город Киммерик, переправа Киммерийская, Киммерийский вал.
О киммерийцах есть упоминание в Библии, где они именуются «народом Гомер». В Книге Бытия Гомер называется старшим сыном Иафета и внуком Ноя, от него, согласно Писанию, и произошел народ, который историки связывают с киммерийцами. Примечательно, что похожий этноним – «гамиер», указывающий на киммерийцев, встречается на ассирийских глиняных табличках. Там же сказано, что киммерийцы пришли с Севера.
Описание суровой родины киммерийцев дает нам Гомер в своей «Одиссее»: «Закатилось солнце, и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и город людей киммерийских окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами — ни тогда, когда восходит на звездное небо, ни тогда, когда с неба склоняется назад к земле, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными».
Подтверждением северного происхождения киммерийцев может служить старинный русский городок Кимры, расположенный в Тверской области. Историк Николай Кудинов уверен, что схожесть слов«кимры» и «киммерийцы» неслучайна: именно в верхнем течении Волги нужно искать родину киммерийцев. Существует версия, что киммерийцы — это предки древнегерманского племени кимвров, представители которого позднее распространились на территории Западной Европы.
Древнегреческий историк Диодор Сицилийский писал об этом так: «Жители северных стран, соседние со Скифией, чрезвычайно дики; говорят, что некоторые из них едят людей. <…> Так как их сила и дикость прославилась повсюду, то некоторые говорят, что именно эти народы под именем киммерийцев в древние времена прошли войною всю Азию, причем время скоро испортило это слово в наименование кимвров».
Сам по себе этноним «киммерийцы» имеет множество самых разнообразных трактовок и по-прежнему вызывает разногласия среди ученых. К примеру, античные авторы, опираясь на один из вариантов написания этого слова – «керберийцы», связывали его с именем свирепого трехглавого пса Кербера (Цербера), согласно легенде охранявшего вход в царство мертвых. Возможно, поэтому у жителей Малой Азии упоминание о киммерийцах вызывало первобытный ужас. Неслучайно одно из ветхозаветных пророчеств грозило смертью и рабством всем не чтящим бога иудеям от дикого киммерийского народа.
Существует мнение, что у населения русского Севера память о киммерийцах запечатлелась в слове «кикимора», которое также связано с потусторонними силами. Еще одно понятие, которое могло сохранить упоминание о народе «киммерийцев-кимвров» – «коумирь», в старославянском означавшее «истукана», «идола». Похожий термин есть и в осетинском языке – gymiri, что имеет схожее с русским словом «кумир» значение.
Призрачный след
Если очистить киммерийцев от мифологического налета, то мы скорее всего получим народ, многие столетия кочевавший по территории Евразии, не раз менявший социально-культурный уклад и сформировавший о себе у соседних этносов разные мнения. Киммерийцы, которых мы знаем как племенные союзы, занимавшие пространства от Дуная до Кавказа, очевидно, представляли собой классический тип кочевников, издревле населявших неразграниченные земли причерноморских и приазовских степей.
Историки полагают, что в Северное Причерноморье киммерийцы пришли в конце 2-го тысячелетия до нашей эры с Волги и Дона и вскоре начали продвижение на Запад, где они вытеснили дорийские племена с Одера и Шпрее и дошли вплоть до Балкан. Во второй половине VIII века до н. э. киммерийские племена вторглись в Закавказье и даже завоевали некоторые районы Малой Азии. Во многом киммерийцы были вынуждены искать себе новые территории из-за прихода в Северное Причерноморье скифов.
О языке киммерийцев нам почти ничего не известно, за исключением нескольких имен вождей, в которых усматривают иранскую этимологию. Принимая во внимание культурную близость киммерийцев к скифам, с которыми они долгое время соседствовали, это предположение заслуживает внимания. Ведь уже установлено, что последние принадлежат к ираноязычной группе.
Согласно исследованиям Бориса Рыбакова, киммерийцы вписываются в «лужицко-скифскую» археологическую культуру. Правда известный немецкий археолог Рената Ролле заявила, что пока никто не предоставил убедительных археологических свидетельств присутствия киммерийцев, как в южной части России, так и в Западной Европе.
Тем не менее археологические находки, пусть и скудные, кое-что нам рассказали о киммерийцах. Так, ученые могут утверждать, что у киммерийцев было развито скотоводство, о чем свидетельствуют обнаруженные при раскопках на Украине массовые захоронения животных, очевидно принесенных в жертву. На Донбассе были найдены следы киммерийских рудников и металлургического производства, что означает развитую технологию выплавки бронзы и железа.
На территории Крымского полуострова культурный след киммерийцев был обнаружен в Караларской степи, которая является уникальным памятником природы восточного Крыма. Особый интерес для археологов представляет хорошо сохранившийся некрополь – участок земли, состоящий примерно из двадцати невысоких курганов, обнесенных камнями. В их центре помещены гробницы разной величины – от полутора до трех метров, которые сложены из хорошо обтесанных и подогнанных друг к другу камней.
Находки погребального инвентаря, как правило, немногочисленны (видимо гробницы были разграблены), в основном это керамическая посуда, оружие из бронзы или железа, а также украшения из разного материала – золотые, бронзовые, костяные. С южной стороны некрополя возвышается обработанная человеческой рукой каменная стела, в которой явно угадываются антропоморфные черты. Археологи датируют комплекс захоронений XV-VIII веками до н.э.
Возможно, именно об этих захоронениях пишет Геродот, когда пересказывает предание о киммерийцах. Там идет речь о периоде, когда скифы вторглись в киммерийские владения. Местные вожди собрали совет, на котором решали давать отпор врагу или покинуть опасные земли. Мнения разделились, и окончательную точку в этом споре должен был поставить ритуальный поединок между сторонниками двух разных взглядов. Так называемая «партия отпора» была повержена. Перед исходом с родных земель киммерийцы захоронили семерых погибших вождей, и «могилы их еще и теперь видны», – сообщает нам Геродот.
Исследователи предполагают, что семь упомянутых Геродотом захоронений расположены в районе бывшего военного полигона на мысе Чауда и в виде курганов хорошо просматриваются с горы Кончек.
Историки придерживаются мнения, что действительно в VIII веке до н.э. киммерийцы под натиском скифов, вторгшихся на Крымский полуостров через Перекоп, начали постепенно покидать обжитые земли через нынешний Керченский пролив. В Кубанских и Донских степях они долго не задержались и по кавказскому побережью Черного моря ушли в Анатолию, где со временем ассимилировались с местными этносами. Возможно, что небольшая часть киммерийских племен, которые остались на территории Северного Причерноморья, растворилась среди пришедших им на смену народностей.
Читайте наши статьи на Дзен