Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-06-03 08:00:23

Почему народы Севера различали только 4 цвета

Коренные малочисленные жители Севера долгое время сохраняли традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы. Многие и сегодня ведут свою деятельность точно так же, как это делали их предки тысячи лет назад. При этом исследователи данных народностей в прошлом не раз отмечали, что их представители различают всего 4 цвета. Но в чем же причина подобного недостатка колористического восприятия?

Что говорили этнографы прошлого

Чукчи, коряки, нивхи, ительмены, эскимосы, юкагиры, чуванцы, алеуты, кереки, якуты, телеуты – это далеко не исчерпывающий список северных народностей, которые последние 20 тысячелетий проживают на земле, в регионе,  граничащем с Арктикой. У многих этих современных этнических общностей жизнь мало изменилась, что связано прежде всего с холодным суровым климатом и традиционной хозяйственной деятельностью. Но вот цветовое восприятие у них улучшилось.

До начала XX века чукчи различали лишь белый, черный, красный и серый. Писатель, этнограф, лингвист и исследователь чукотско-камчатского, эскимосского и эвенского языков Владимир Германович Богораз заметил это и описал в своих исследованиях. Еще он отмечал, что чукчи только еще в мехе оленьих шкур могли уловить желтоватый оттенок. Другие цвета им были недоступны и, например, небо чукчам казалось светло-зеленым, поскольку они говорили, что оно – «подобно траве». Но также у чукчей были еще цвета: «который походит на окраску желчью», «черноватый, подобный траве» и «беловатый, подобный траве». То есть, это – желтый, черный и серый, которые, как предполагал исследователь Богораз, виделись им, как цвет оленьей шкуры, ну, а остальные – зеленая трава, но с соответствующими жухлыми оттенками или вкраплениями.

То, что у коренных народностей севера из-за скудной растительности родного края нарушено цветовое восприятие, не сомневался и российский этнограф, основоположник юкагироведения, один из ведущих исследователей Севера, политический деятель начала XX века, Владимир Ильич Иохельсон. В своих трудах он отмечал, что юкагиры, хотя и давали отдельные названия большому количеству цветов, но по факту различали белый, зеленый, серый и желтый. Остальные определения цветового спектра на собственном диалекте у них звучали как «красноватый», что могло относиться и к коричневому, или «черноватый», что было и темно-синим тоже. Отдельно у них имелось слово, обозначавшее цвет морской волны, но по факту оно «размывалось» от голубого до фиолетового.

Результат нейробиологического изменения?

Возможно, причина отсутствия способности у северных народов различать все цвета спектра заключается в том, что при необыкновенной дальнозоркости у этих людей с рождения развивается несовершенство в ахроматии глаза. Так считал еще один исследователь прошлого, филолог, востоковед,  академик Императорской Академии Наук, профессор римско-католической духовной академии, Антон Антонович Шифнер. Его заявления уже в конце XX века заинтересовали многих когнитивных нейробиологов и последователи канадского нейрофизиолога, лауреата Нобелевской премии по физиологии  Дэвида Хьюбела предположили, что цветоощущения северных народов связаны с межполушарной асимметрией.

На основании различных опытов канадские нейробиологи установили, что лучше всего к экстремальным холодным условиям адаптируются люди с доминированием правого полушария мозга и нормальной или средней работой левого. Однако именно при его отчасти недостаточной работе, испытуемые теряют способность правильно называть промежуточные тона цветового спектра. И в то же время активные правополушарные люди, как заметили нейробиологи, перестают уточнять их по насыщенности и яркости, в результате чего восприятие у них от розового до темно-красного получает простое название «красный», а от светло-салатового до насыщенного темно-зеленого обозначаются одним словом – «зеленый». То есть, возможно, что экстремальный климат, к которому за века адаптировались народы крайнего Севера, сильно повлиял на работу их головного мозга, «отключив» в обоих полушариях четкое понимание цветов. Остается только вопрос: почему же сейчас, в XXI веке, они стали всё хорошо различать?

Все дело в языке

Становление языков у разных национальностей – одна из самых интересных тем лингвистики. Американский антрополог, исследователь в области цветового восприятия народов майя Брент Берлин, и профессор лингвистики в Калифорнийском университете в Беркли Пол Кей, в 1968 году обосновали теорию о стадиальном характере цветовых понятий. Они пришли к выводу, что все цвета в языках и культурах мира появляются в определенной последовательности: от простых и значимых для человека к более сложным. То есть сначала у народов формируется понимание базовых цветов – белый, черный и красный. Ну, а уже позже выделяются их следующие варианты – серый, коричневый, синий, зеленый. Определение более сложных оттенков происходит у общностей уже в самое позднее время их развития. То есть, у народов Севера оно осуществляется сейчас, поэтому они уже хорошо различают все цвета спектра.

Однако доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания и риторики филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова в Якутске Луиза Габышева, соглашаясь, что словесное обозначение небольшого количества цветов у северных народов связано именно с родной речью, все-таки считает иначе. Языки коренных жителей приарктических пустынь по-разному разделяют объективную картину мира, в том числе и цветовую совокупность. У каждого народа существуют свои представления о цвете, связанные с историческими, мифологическими, природными и социальными условиями его развития. Например, у людей народности саха (якутов) синий и зеленый цвета обозначаются одним словом – «куох». Но всегда к этому добавляется либо «халлаан» – небо или «от» – трава. И то и другое – плоские поверхности, на которых обитают духи и люди, поэтому одно слово — «куох». Но уже при добавлении второго становится точно ясен цвет и это — факт не последовательного развития языка, а скорее метафоричного, в котором живет народ. Ну, а по-русски, на языке, которым прекрасно владеют все представители национальностей крайнего Севера РФ, можно объяснить любой, самый сложный оттенок, причем, так было и в прошлом.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: