Какой народ России может быть прямым потомком скифов
Версия о том, что племена скифов, описанные Геродотом, якобы являются предками славян — удивительно живуча. Несмотря на то, что официально отвергнута всем научным сообществом. Но если не славяне, то кто носит в себе гены древнего кочевого народа?
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы!
Широкой известностью пользуется стихотворение Александра Блока, в котором он пишет о том, что русские – это «скифы и азиаты с раскосыми и жадными очами». Научная несостоятельность этого высказывания была очевидна еще современникам поэта, однако стихотворение ушло в народ и лишний раз укрепило в сознании большого числа русских эту ошибочную идею. Однако сама эта точка зрения появилась задолго до этого произведения поэта серебряного века.
Скифы – кочевые племена, заселявшие территорию Причерноморья еще в VIII веке до нашей эры. Они были хорошо известны античным авторам, которые, однако, были характерны большой степенью шовинизма и не особенно вдавались в подробности о том, как эти народы живут и чем отличаются от соседей. С точки зрения античных ученых все народы, которые не относились к их культурному пространству, были варварами. А чем отличаются одни дикари от других, их не очень волновало. В V веке до нашей эры древнегреческий автор Геродот писал о том, что среди прочих скифов водятся некие скифы-землепашцы. В последующие века этих земледельцев начали ассоциировать со славянами. Более того – по всей видимости, он и имел в виду именно ранних славян, которые действительно проживали в этом регионе, но не были родственны настоящим скифам-кочевникам, а просто проживали по соседству. С этой ошибки древнего автора и началось это недоразумение.
Насколько славяне родственны скифам
На самом же деле скифов и славян роднит очень немногое. Справедливо утверждение о том, что оба эти народа исходят из единого корня – это индоевропейские народности, но очень далекие друг от друга. Линии родства, ведущие к скифам и славянам, разошлись многие тысячи лет назад. И, в сущности, славяне в той же мере родственны древним скифам, как, например, и таджикам.
Скифы относятся к индоиранской ветви индоевропейской семьи. Помимо них в эту же группу входят персы, уже упомянутые выше таджики, большая часть народностей современной Индии, курды и самый крупный народ нынешнего Афганистана – пуштуны. В той же мере отличаются и традиционные культуры жизнеобеспечения этих двух народов. Древние славяне были оседлыми земледельцами, а скифы – скотоводами-кочевниками.
Вместе с тем Блок оказался вдвойне неправ: скифов все-таки неправильно считать классическими азиатами. Из-за того, что этот народ практиковал ритуал сожжения трупов, историкам известно немного их скелетов, но те, что у нас имеются, свидетельствуют о том, что скифы не были монголоидными. Антропологические данные свидетельствуют о том, что они внешне были похоже на современных южных европейцев. Также с долей осторожности можно ассоциировать скифов с представителями так называемой памиро-ферганской расы, ранее очень распространенной в Причерноморье и Средней Азии, а в наше время сохранившейся в небольшом регионе горного Таджикистана.
Вопреки тому, что генетического родства скифов и славян нет, в нашу культуру потенциально могли проникнуть некие заимствования от древних иранцев. Есть, например, точка зрения, согласно которой именно влиянием древних скифов обусловлено характерное южнорусское «гэкающее» произношение согласного звука «г». Также в славянские языки попал ряд заимствований из наречия древних скотоводов. Причем, эти древнейшие заимствования давно «натурализовались» в славянских языках, и оттого кажутся особо удивительными. Например, слово «топор» в русском языке абсолютно точно было позаимствовано у скифов. Удивительно, но в рамках этого культурного контакта славяне умудрились перенять даже некоторых древнеиранских богов. Устойчивое иранское происхождение имеют такие жильцы славянского языческого пантеона как Хорс и Симаргл. Но, как бы ни были обширны эти заимствования, они не говорят о родстве народов.
Как было сказано выше, у древних скифов есть множество живых родственных народов. Но это, образно говоря, их двоюродная родня. А вот потомок у них только один. Эта древняя ветвь индоевропейского древа, когда-то особо могущественная и многочисленная, в наше время почти усохла, а единственный народ, который имеет право считаться потомками скифов, это та народность, которую мы знаем под названием «осетины». Сами же они называют себя «аланами».
Осетины – потомки скифов
Страна скифов была одной из самых обширных империи древнего мира. Ее границы раскинулись от Дуная и доходили почти до Уральского хребта. Их конные лучники вселяли ужас в сердца оседлых соседей, а культура, особенно по меркам кочевников, была развита и многогранна. Во II веке до нашей эры к власти на этом обширном пространстве пришел иной, близкородственный скифам народ, сарматов. Но это не ставит крест на существовании скифов. Две эти этнические группировки слились и сформировали единый народ, известный как аланы, долгие века правивший степью.
Под ударами новых выходцев из степи, они постепенно сгруппировались на равнинах у подножия гор Северного Кавказа. Они сражались с древними хазарами, половцами, византийцами, но, пройдя через вереницу войн, не смогли пережить нашествия монгольских орд.
К самому началу чингисханова нашествия аланы были в союзе с половцами. Вместе эти два народа какое-то время давали достойный отпор пришельцам из степи. Однако монголы очень хорошо усвоили один простой рецепт победы: врагов лучше разбивать поодиночке. Интригами и ложными дипломатическими заверениями в доброжелательности своих намерений, они сумели вывести половцев из союза с аланами. А когда потомки древних скифов остались наедине с грозным врагом, то монголы обрушили на них всю мощь своего войска.
На этом прекратилась история аланской государственности, что стало одной из крупнейших катастроф средневековой истории. Сумели сохранить язык и идентичность лишь те аланы, которые ушли в горы, где, смешавшись с коренным населением Кавказа, со временем превратились в современных осетин. Примечательно, что у них получилось даже сохранить самоназвание, а в русском языке для их обозначения используется экзоним, т.е. заимствование. В данном случае – из грузинского языка.
Ученые сумели определить родство древних скифов и осетин еще в позапрошлом веке. В частности, выдающийся отечественный историк Всеволод Миллер еще в XIX веке писал следующее: «Можно теперь считать доказанной и общепринятой истиной, что маленькая народность осетин представляет собою последних потомков большого иранского племени, которое в средние века известно было как аланы, в древние — как сарматы и понтийские скифы».
Читайте наши статьи на Дзен