Геном донских казаков: что раскрыла его расшифровка
Споры об этногенезе казаков в научном мире не утихают уже давно. При этом превалируют две гипотезы: тюркская и славянская. Поставить точку в данном вопросе взялись ученые-генетики. В результате их исследований картина с происхождением донских казаков прояснилось. Оказалось, что у большинства из них превалируют южнорусские корни. И гораздо реже встречаются украинские, литовские или ногайские гены.
Славяне или тюрки
Доктор исторических наук Валерий Дзюбан перечислил основные версии этнографов в статье «Происхождение казаков: культурно-исторический аспект», которая вышла в журнале «Преподаватель XXI век» (№ 2 за 2012 г.). Автор отметил, что в этом вопросе ученые разделились на два лагеря..
Одни исследователи считают, что этногенез казаков происходил на основе беглых крепостных. То есть, русских по национальности, к которым примкнули представители разных восточных народов. Другие полагают, что прямыми предками жителей вольных станиц были тюркоязычные соседи Руси: хазары, касоги, черкасы, черные клобуки и т.п. И уже в их воинские сообщества вступали беглые крепостные.
Вообще, народов, от которых различные этнографы ведут генеалогию казаков достаточно много. Так, известный историк Лев Гумилев полагал, что они произошли от бродников. Кроме того, некоторые специалисты считают, что в этногенезе казаков могли принимать участие торки, половцы, печенеги или берендеи.
В.В. Дзюбан, как и многие другие ученые, придерживается мнения, что нравы и быт жителей вольных станиц сформировались под влиянием как славянской, так и восточной культуры.
Русские или нет
Примечательно, что сами казаки обычно отказываются признавать себя русскими. Историки отмечают, что в XVI-XVIII вв. между коренными жителями донских станиц и пришлыми крестьянами случались многочисленные конфликты, вызванные разницей в культуре и менталитете. Поэтому казаки старались дистанцироваться от беглых крепостных, не признавая их своими. Потомственные воины всегда подчеркивали разницу, существующую между ними и мужиками.
Доктор биологических наук Олег Балановский и группа ученых из Медико-генетического научного центра РАМН, Харьковского и Адыгейского госуниверситетов опубликовали в журнале «Вестник Московского университета» (№ 1 за 2011 г.) научную работу «Взаимодействие генофондов народов Кавказа и восточных славян по данным о полиморфизме Y-хромосомы». Исследователи обратили внимание, что казаки представляют собой популяцию с достаточно высоким уровнем эндогамии. То есть, они заключают браки преимущественно в своей среде. И поэтому по современным жителям станиц можно судить о том, как формировался их генофонд несколько веков назад.
Эндогамия казаков объясняется тем, что они «… отличали себя от последующих волн миграций и, как правило, не смешивались с ними». Иначе говоря, коренные донцы избегали браков с пришлыми русскими крестьянами, считая их чужаками.
Что выдала программа
Впрочем, ученые смогли дать ответ на вопрос о происхождении потомственных воинов Юга России. Статья «Программа Haplomatch для сравнения STR-гаплотипов Y-хромосомы и ее применение к вопросу происхождения донских казаков» вышла в журнале «Генетика» (том 52, № 5 за 2016 г.). Авторами данной работы являются ученые, работающие на стыке генетики и информатики. Среди них – кандидат биологических наук Марина Чухряева и ведущий научный сотрудник кафедры картографии и геоинформатики МГУ Сергей Кошель. Кроме того, в состав исследовательской группы вошли представители Института общей генетики имени Н.И. Вавилова, Медико-генетического научного центра РАМН и Харьковского университета.
Ученые проанализировали гены потомственных казаков из верхнедонских станиц. Образцы взяли у 131 человека. STR-гаплотипы Y-хромосомы были исследованы с помощью специально разработанной для этого компьютерной программы Haplomatch.
«Обнаружено, что генофонд казаков несет преобладающее влияние восточнославянских популяций (южных и русских из центральных регионов России, восточных украинских популяций). Из степных тюркоязычных популяций ощутимый вклад в генофонд казаков Дона прослеживается только от ногайцев. Вклад кавказских популяций в генофонд донских казаков не обнаружен», – к такому выводу пришли исследователи.
Между гаплотипами казаков и жителей южнорусских регионов отмечено больше всего совпадений – 8%. Чуть меньше родства у потомственных станичников с населением Центральной России – 6%.
По мнению ученых, результаты работы программы Haplomatch согласуются с историческими данными. Во времена крепостного права на Дон шел мощный миграционный поток из Воронежской, Курской, Орловской и Белгородской губерний. Чуть меньше беглых крестьян добиралось до вольных станиц из центральных регионов России. И практически не участвовали в этногенезе казаков жители северных окраин страны.
Украинцы, литовцы и ногайцы
Второе место по числу генетических совпадений с жителями Дона ученые зафиксировали у украинцев. Это неудивительно, ведь они тоже часто мигрировали в поисках лучшей жизни в соседние регионы.
А вот что удивило генетиков: донские казаки оказались родственниками литовцам – между ними 5% совпадений по STR-гаплотипам Y-хромосомы.
«Мы полагаем, что сходство с литовцами, скорее всего, объясняется их долгим существованием в одном государстве с украинцами (Великое княжество Литовское, позднее – Речь Посполитая), непосредственные же массовые миграции из Литвы на Дон представляются маловероятными», – так специалисты трактуют результаты работы программы Haplomatch.
Пятипроцентное совпадение гаплотипов ученые также обнаружили между жителями верхнедонских станиц и ногайцами, что свидетельствует о вхождении части местного тюркского населения в ряды казаков на определенном этапе истории.
Однако, другие народы, населяющие Юг России, практически не оказали существенного влияния на генофонд исследуемых станичников. Калмыки, татары, черкесы – каждый из этих этносов совпадет с казаками по гаплотипу не более чем на 1%.
Это по мужской линии
Впрочем, приведенное выше исследование определило родство жителей Дона с русскими исключительно по мужской линии, ведь ученые искали совпадения по Y-хромосоме, которая практически в неизменном виде передается от отца к сыну в течение многих поколений.
Исследование генома местного населения по женской линии еще предстоит. Вероятно, его результаты будут заметно отличаться от приведенных выше: не секрет, что в XVI-XVII вв. казаки часто брали в жены представительниц самых разных горских и степных народов.
А тот факт, что предки донцов по мужской линии, скорее всего, имели восточнославянское происхождение, подтверждают и результаты другого исследования, которое провела группа ученых из России и Украины. В ее составе – доктор биологических наук Елена Балановская и кандидат биологических наук Ольга Утевская. Свои выводы специалисты изложили в статье «Происхождение основных групп казачества по данным о полиморфизме Y-хромосомы», которая вышла в «Вестнике Одесского национального университета» (том 20, № 2 за 2015 г.).
В тот раз генетики исследовали жителей нижнедонских станиц. Образцы для анализа сдал 151 человек. И выяснилось, что 90% генома казаков составляют восточнославянские гаплотипы: R1a1a1, I2a, R1a1a1g, N1c1, I1 и R1b1b2.
Ученые особо отметили, что «… гаплогруппы C (M130) и O (M175), широко распространённые в азиатских степях, практически отсутствуют в перечисленных казачьих, равно как русских и украинских, популяциях».
Не нашли специалисты и заметного влияния на геном жителей донских станиц со стороны народов Кавказа, опровергнув предположения некоторых ученых об активном участии горцев в этногенезе потомственных воинов Юга России.
Исключение составляют лишь терские казаки, все-таки состоящие в определенном родстве с балкарцами, ногайцами и представителями некоторых других народов. Вероятно, на каком-то этапе этногенеза часть местных мужчин была ассимилирована жившими по соседству казаками.
Читайте наши статьи на Дзен