Зачем чукчи хранят в своих юртах моржовые головы
Все лето охотники Севера ежедневно выходят в море в поисках добычи. На своих самодельных лодках-байдарах они охотятся на моржей и других морских зверей. Мясо этих животных употребляется в пищу, а их шкуры, жилы и кости используются местными мастерами и мастерицами. Что же касается голов, то их чукчи просто хранят их у себя дома, обычно складывая в погребах.
Народный календарь
Начальник отдела культуры Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа Мария Садовская написала статью «Традиционные и современные праздники Чукотки», которая размещена на ведомственном сайте «Ансамбли Чукотки». По словам автора, местное население с древних времен делится на оленеводов и приморских охотников, и праздники у этих людей разные.
Животноводы, кочующие за стадами, отмечают:
21-22 декабря – Пэгытти (зимнее солнцестояние);
Январь – Тиркык, эмэт (встреча солнца);
Конец зимы – Ръилет (гонки на оленьих упряжках);
Начало весны – Элгааткон (Элгыраткон), посвященный оленям;
Апрель-май – Кильвей (прибавление в стаде);
Май-июнь – Ульвэв (переезд на летнее стойбище);
Август-октябрь – Вылгыкаанмат (Вылгыкоранмат), когда происходит осенний забой скота.
Вся жизнь животноводов Крайнего Севера связана с оленями, как и большинство их праздников, образующих своеобразный народный календарь.
А вот морской промысел заставляет прибрежных охотников отмечать совсем другие даты:
«Праздник Белого медведя» – окончание сезона охоты на это животное;
«Первый спуск байдары на воду» – в начале лета, когда море освобождается ото льда;
«Праздник голов» – завершение охоты на моржей, начало осени;
«Праздник Кита» – добыча этого морского животного местными охотниками.
Во время всех перечисленных торжеств чукчи совершают обряды, призванные задобрить духов.
Праздник моржовых голов
Как только море начинает покрываться тонкой коркой льда, плавание на байдарах становится невозможным, и сезон охоты на моржа завершается традиционным праздником, который подробно описал известный этнограф Владимир Богораз в своей книге «Чукчи и Религия» (Ленинград, 1939 г.). Исследователь лично наблюдал эти торжества в селении приморских охотников.
«Только головы моржей и лахтаков [ластоногое животное семейства настоящих тюленей – прим. автора] припасаются для этого праздника, что же касается мелких тюленей, то вполне достаточной считается пара голов, добытая специально для праздника. Напротив того, праздник считается бедным и даже совершенно теряет всякое значение, когда запасено слишком мало моржовых голов», – написал В.Г. Богораз.
Ранним утром заранее припасенные головы вынимаются из погреба и укладываются на шкуры, расстеленные посередине шатра. Поблизости чукчи ставят зажженную лампу. Рядом с головами раскладывают пищу, предназначенную в жертву духам. Как правило, это мука, олений жир, начиненные желудки. К продуктам может добавляться и табак. Пожилая женщина садится у голов и исполняет местные напевы. А мужчины при этом ходят вокруг и громко восклицают: «Joho! Joho!». Затем они берут приготовленные подношения и совершают обряд жертвоприношения всем «направлениям», начиная с востока. Обязательно приносят жертву Зениту и Надиру, а затем и остальным сторонам света.
После этого обряда самую большую моржовую голову подвязывают к ремню, за который мужчины берутся, изображая сцену охоты. Они представляют, что тянут пойманного морского зверя. Это символическое действо, по мнению В.Г. Богораза, магическим образом гарантирует охотникам удачный промысел в следующем сезоне.
Никакой праздник не обходится без обрядовых танцев под бубен и обильного угощения. При этом мужчины едят сырое мясо с моржовых голов, срезая его ножами.
В конце торжественного мероприятия у всех участников, предпочтительно у женщин и детей, появляется возможность избавиться от любого негатива. Они как бы стряхивают с себя несчастья и болезни над большой лампой, которую специально прикрывают дощечкой, дабы защитить огонь от осквернения. Мусор и шерсть, упавшая на доску с меховых одеяний, как считается, содержит в себе негатив, накопленный людьми за год. Все это сжигается на отдельном огне, а полученную золу выносят подальше, в поле.
Моржовые черепа и остатки жертвенной пищи чукчи собирают и бросают в море, тем самым символически возвращая обратно добытых охотниками животных.
Тайные святилища
Непосвященному человеку, ставшему невольным свидетелем праздничных обрядов, может показаться, что чукчи поклоняются моржовым головам. Так, в историческом документе от 22 апреля 1647 года, который называется «Расспросные речи служилого человека Михаила Стадухина о реках Колыме и Чухне, о проживающих там племенах и о неизвестном острове на Ледовитом океане, близ устья Колымы», говорится о неком тайном языческом святилище. О нем русским рассказала местная жительница по имени Калиба, которая провела среди чукчей три года.
«И те де чюхчи по сю сторону Колымы от своего жилья с той речки зимою чюхчи переезжают на оленех на тот остров одним днем. И на том де острову они побивают морской зверь морж, и к себе привозят моржовые головы со всеми зубами, и по-своему де они тем моржовым головам молятца…», – поведала Калиба служилому человеку Михаилу Стадухину.
Таинственный остров, где находится языческое святилище чукчей, скрытое от посторонних, искали многие путешественники. Об этом написал ведущий научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург) Алексей Бурыкин в своей статье «Ритуалы поклонения головам добытых животных, «праздник голов» и жертвенные места приморских чукчей: опыт анализа разнохарактерных источников». Данная работа вошла в сборник материалов X Санкт-Петербургских этнографических чтений «Праздники и обряды как феномен этнической культуры», изданный в 2011 году.
А.А. Бурыкин предположил, что чукотское святилище располагалось на острове Айон. Впрочем, во многих потаенных местах Крайнего Севера геологи и путешественники находят моржовые черепа, сложенные полукругом. Ученые предполагают, что это и есть святилища древних жителей Чукотки, где совершались жертвоприношения духам.
Писатель и фольклорист, кандидат исторических наук Владилен Леонтьев (1928-1988 гг.) рассказал о своей экспедиции по Крайнему Северу в научно-популярной книге «По земле древних кереков. Записки этнографа», которая была издана в Магадане в 1976 году. Священные места со сложенными полукругом моржовыми черепами, существующие с древних времен, исследователь обнаружил на Земле Гека, в долине реки Хатырки и ряде других районов.
В.В. Леонтьев с сожалением отметил, что многие из этих святилищ были разрушены сравнительно недавно пришлыми людьми, которых интересовала лишь ценная моржовая кость. Им не было никакого дела до языческих жертвенников.
Культ головы
Известный историк Александр Нефëдкин предположил, что голова имела культовое значение в религии жителей Крайнего Севера. Об этом исследователь написал в книге «Военное дело чукчей (середина XVII – начало XX в.)», которая вышла в свет в 2003 году в Санкт-Петербурге.
Дело в том, что после победы в бою приморские чукчи приносили благодарственные жертвы особому духу – повелителю моржей Кэрэткуну. Согласно фольклору, в подобных обрядах фигурировали головы поверженных врагов.
«У оседлых чукчей, в качестве, возможно, определенной аналогии зафиксирован культ головы моржей, белых медведей или тюленей, которые служили приношениями предкам», – сообщил своим читателям А.К. Нефëдкин.
Он считает, что культовая роль головы животного, используемой в различных обрядах, может быть каким-то образом связана с религиозными представлениями чукчей о душе.
Кстати, русские жители Крайнего Севера, ошибочно решившие, что представители коренного народа молятся моржовым головам, сочиняли различные небылицы. Некоторые из этих слухов со временем превратились в народные предания. Например, колымчане рассказывали, что чукчи разрезали на мелкие кусочки тело майора Дмитрия Павлуцкого, руководившего русской военной экспедицией. А голову этого отважного воина якобы хранили у себя и даже поклонялись ей.
«Естественно, этот факт не соответствует действительности, но, вероятно, отражает некоторые внешние представления русских о чукотских культах», – написал А.К. Нефëдкин.
Как известно, Д.И. Павлуцкий погиб 14 марта 1747 года во время сражения на реке Орловой. Вопреки слухам, останки офицера были похоронены в Якутске.
Читайте наши статьи на Дзен