Запорожские казаки: кому из них лучше жилось в российском подданстве, а кому при Речи Посполитой
Британский дипломат и ученый Уильям Эдвард Дэвид Аллен (William Edward David Allen) в своей книге «История Украины. Южнорусские земли от первых киевских князей до Иосифа Сталина», которая была впервые опубликована в 1940 году, рассказал о том, как казаки отстаивали свои права.
Вольное братство Запорожской Сечи
В XVI-XVII веках между Речью Посполитой и московскими царями происходила серьезная военно-стратегическая борьба за земли современной Украины. Непосредственной участницей тех событий являлась Запорожская Сечь. Казаки представляли собой грозную боевую силу, они были необходимы и полякам, и русским для защиты южных границ от набегов со стороны Крымского ханства. Поэтому власти обоих государств стремились заручиться поддержкой запорожцев, предоставляя им особые привилегии.
До заключения Люблинской унии 1569 года земли Запорожской Сечи официально принадлежали Великому княжеству Литовскому, а после образования Речи Посполитой эта территория отошла в ведение поляков. Впрочем, населявшие низовья Днепра казаки никому не кланялись, жили по-своему, занимались грабительскими набегами на соседей или нанимались на военную службу к крымскому хану, московскому царю, литовскому князю. Эта вольница, не знавшая сословных разграничений, не укладывалась в социальные институты ни одного из перечисленных выше государств.
«Порядок и законы Польши признавали только три класса: дворяне (землевладельцы), горожане и полностью зависевшие от своих помещиков крестьяне, которыми надо управлять с помощью господина, владевшего землей, где они жили. Казаки не принадлежали ни к одной из этих категорий, однако все сельское население Украины называло себя «казаками»… Власти считали их крестьянами помещиков, которым были официально дарованы эти земли, или тех, кто взял их в аренду у правительства», – написал Уильям Э. Д. Аллен.
Но сами казаки с этим категорически не соглашались, настаивая на своей принадлежности к дворянскому сословию шляхтичей. Тогда польский король Стефан Баторий (1533-1586 гг.) решил разделить запорожцев на две неравные группы: представителей военной элиты и их приближенных занесли в специальный реестр, и впоследствии этих людей стали назвать реестровыми казаками.
Они были официально зачислены в армию Речи Посполитой, получали жалованье и пользовались рядом привилегий. В награду за проявленную доблесть реестровые казаки получали дворянские звания. К тому же, они освобождались от уплаты налогов, могли покупать или продавать земельные наделы, беспошлинно заниматься торговлей и разными промыслами. Помимо жалованья реестровым казакам бесплатно выдавались сукно и порох.
А все остальные жители Сечи таких льгот и прав не имели. Началось сословное разделение среди людей, изначально представлявших собой вольное воинское братство.
Положение казаков в Речи Посполитой
Книга «История Украины. Научно-популярные очерки» (Москва, 2008 г.), написанная коллективом авторов, вышла под редакцией академика НАН Украины В.А. Смолия. В ней рассказывается, что запорожцам приходилось с оружием в руках противостоять полякам, пытавшимся установить в Сечи свои порядки.
Например, после подписания Хотинского мирного договора между Речью Посполитой и Османской империей в 1621 году казаки не прекратили совершать морские набеги на турецкие города, что существенно осложняло международную ситуацию. Польские войска вынудили запорожцев умерить свои аппетиты. По Куруковскому соглашению 1625 года казаки должны были уничтожить весь свой флот, также они отказались от контактов с иностранными правителями, обязались не вмешиваться в дела местного самоуправления, не связанные непосредственно с ними.
Со своей стороны Речь Посполитая тоже пошли на уступки: численность реестровых казаков была увеличена до 6 тысяч человек, которым теперь полагалась ежегодная оплата в размере 60 тысяч злотых (польская монета). Запорожцы могли самостоятельно избирать своего гетмана и войсковых старшин, решать правовые разногласия и жить по своим законам. Простых казаков, не попавших в реестр, поляки не принуждали работать на панов, просто выделили им определенные места для расселения.
Впрочем, запорожцы не оставляли попыток расширить свои привилегии. На вальном (всеобщем) сейме Речи Посполитой 1637 года представители Запорожской Сечи потребовали уравнять их в правах со шляхтой, ссылаясь на то, что они также исполняют воинский долг, как и потомственные аристократы.
Это предложение было отклонено. Напротив, в 1638 году польский сейм принял «Ординацию Войска Запорожского», которая существенно урезала права казаков. Их обязали признать себя панскими холопами или мещанами, лишили возможности самостоятельно избирать руководство высшего звена. Кроме того, поляки запретили казацкий суд.
«Ординация» была призвана ликвидировать острейшую социальную проблему Речи Посполитой путем насильственного обращения казачества в крестьянское сословие, а также превращения незначительной его части в недорогую и целиком контролируемую властью воинскую группу. Насколько подобные планы были нереальными или, по крайней мере, сложными в достижении, показали уже события лета – осени 1638 г., когда очередное казацкое восстание вновь охватило Запорожье и значительную часть Левобережной Украины», – говорится в книге «История Украины. Научно-популярные очерки».
Среди казаков возникло желание перейти в подданство к русскому царю.
Социальное неравенство среди воинов
Автор книги «Русско-украинские войны» (Москва, 2009 год издания), Александр Север, описал процесс социального расслоения некогда единого вольного братства, усугубившийся в XVII веке.
«Скапливая богатства (добытые в ходе военных походов), обзаводясь землей и слугами, верхушка казачества в самом деле стала приближаться экономически к образу и подобию шляхты. К тому же на территории Запорожской Сечи жили не только профессиональные воины, но и те, кого казаки презрительно именовали «чернь» – холопы. Крестьяне, по тем или иным причинам не ставшие казаками. Они шли в услужение к богатым старшинам или занимались привычным делом – сельским хозяйством», – отметил Александр Север.
В 1649 году запорожцы под руководством Богдана Хмельницкого одолели королевскую армию Польши. Это позволило им добиться неслыханных привилегий: состав реестровых казаков возрос до 40 тысяч человек, а их права на владение земельными наделами и личную свободу больше не ставились под сомнение.
Но даже подобная щедрость не убедила казаков в том, что польская знать когда-либо признает их равными себе.
Под властью русской короны
Процесс перехода запорожцев в русское подданство описан в книге «История Украины» (Санкт-Петербург, 2015 г.), которая вышла в свет под редакцией академика РАН А.О. Чубарьяна и является результатом коллективного труда российских ученых. По утверждению авторов, поначалу присяга казаков русскому царю носила лишь декларативный характер. Они хотели продолжать жить по своим законам, но у Москвы было другое мнение на этот счет.
Царь Алексей Михайлович Тишайший (1629-1676 гг.) запретил казакам самостоятельно вести переговоры с представителями других государств, совершать грабительские набеги на соседей. Кроме того, запорожцев обязали платить налоги в русскую казну. Дальновидный Алексей Михайлович начал постепенный ввод собственных войск на территорию современной Украины.
«Резко и серьезно урезались полномочия казацкой администрации в решении внутренних проблем, гетману запрещалось принимать какие-либо решения без совета рады, а также смещать кого-либо из старшин без указа царя. Гетман обязывался после своего избрания ездить в Москву для получения «большой» булавы из рук царя. Кроме того, предполагалось перевести Чернигов, Стародуб, Новгород Северский и Почеп с уездами в воеводское правление, выведя их из подчинения гетману», – говорится в книге «История Украины» под редакцией академика А.О. Чубарьяна.
Впрочем, реально эти требования не исполнялись, и Москва, нуждавшаяся в лояльности запорожцев, пошла на уступки. В 1669 году в Глухове было заключено соглашение, отменившее податной сбор в царскую казну, а полномочия русских воевод ограничивались лишь руководством собственными гарнизонами. И хотя казакам по-прежнему запрещалось самостоятельно проводить международную политику, их представители получили возможность участвовать вместе с русскими дипломатами в переговорах, в ходе которых затрагивались интересы запорожцев.
Рядовым казакам тоже поначалу оставили ряд привилегий. Помимо свободы от уплаты налогов эти люди все еще могли заниматься разными промыслами, производить спиртные напитки для личного пользования, а подсудны они были лишь своим, казачьим законам.
Как они потеряли свободу
Профессор Одесской национальной юридической академии Петр Музыченко в своей работе «История государства и права Украины» (Киев, 2008 г.) отметил, что под экономическим и культурным влиянием России привилегированная прослойка казаков, которых можно назвать «знатными товарищами», постепенно превратилась в класс помещиков-землевладельцев.
«Следовательно, с одной стороны, господствующая социальная группа Украины присвоила себе преимущества польской шляхты, в частности, закрепила за собой исключительное право на занятие промыслами, оптовую торговлю, освобождение от уплаты пошлин, налогов, повинностей, а с другой – требовала новых гарантий от гетмана и царского правительства. И такие гарантии ей были предоставлены», – считает П.П. Музыченко.
Но привилегии касались лишь «знатных товарищей», а простые казаки – некогда бывшие вольными людьми – постепенно утратили свои права. Теперь они были вынуждены наниматься в услужение к богатым соседям-землевладельцам.
А после того как императрица Екатерина II Алексеевна (1729-1796 гг.) подписала Манифест 1775 года о ликвидации Запорожской Сечи, казаки стали считаться рядовыми крестьянами, которым запрещалось даже переселяться с места на место.
Читайте наши статьи на Дзен