Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
Фото: pixabay.com
2021-10-31 13:15:15
Александр Артамонов

Певкины, невры и андрофаги: что древние авторы знали о народах России

В V веке до н.э. о скифах и других народах, проживавших на территории современной России, писал «отец истории» Геродот, путешествовавший по северному Причерноморью. Но информацию, которую великий историк оставил после себя, стоит смело делить на 2,т.к. многое было записано им со слов других людей и, по понятным причинам, не являлось правдой.

Геродот

Вот, например, типичное описание скифского быта:
«Добывают же молоко кобылиц скифы так: берут костяные трубки вроде свирелей и вставляют их во влагалища кобылиц, а затем вдувают ртом туда воздух. При этом один дует, а другой выдаивает кобылиц. Скифы поступают так, по их словам, вот почему: при наполнении жил воздухом вымя у кобылиц опускается».

Кроме скифов, Геродот описывает и другие древние народы России, некоторые из которых, вполне возможно, были нашими предками: «Северные части Скифии, простирающиеся внутрь материка, вверх по Истру, граничат сначала с агафирсами, затем с неврами, потом с андрофагами».

Невры у Геродота— это «племя с нравами скифскими», «колдуны», которые могут «обращаться в волков». Многие исследователи, например, чешские слависты Шафарик и Нидерле, считают невров предками славян.

Во времена Геродота невры жили на земле будинов. Это племя считается протославянским. Будины, подобно скифам, кочевники, но, по словам Геродота, «у всех них светло голубые глаза и рыжие волосы», а также город — деревянный Гелон, который, по мнению некоторых историков, стоит искать близ Саратова.

Самый отдалённый народ геродотовской карты России — это андрофаги. Их название переводится с греческого как людоеды. Историк описывает их так: «Среди всех племен самые дикие нравы у андрофагов. Они не знают ни судов, ни законов и являются кочевниками. Это единственное племя людоедов в той стране».

Современные историки считают, что прототип этих андрофагов жили в верховьях Днестра — в современной Смоленской области и восточных районах Белоруссии, и были предками славян или прибалтов. Ели ли они людей на самом деле или нет, история умалчивает.

Римляне

Через 400 лет римский историк Плиний Старший в своей работе «Естественная история» подробно описал греческие поселения Крыма и соседние скифские и сарматские племена южного Причерноморья. Также он, основываясь на обрывочных сведениях и слухах, описал земли, лежащие к северо-востоку от Чёрного моря.

Вслед за Геродотом Плиний пишет о будинах и неврах, а также о людоедах-антропофагах. У него мы впервые встречаем отрывочное и очень странное упоминание Уральских гор, которые он называет Рипейскими:

«Потом Рипейские горы и область под названием Птерофорос — так её зовут по причине непрерывно идущего там снега в виде перьев — часть мира, проклятая самой природой и погружённая в густую тьму. Ничего здесь нет, кроме мороза и ледяных ловушек аквилона (северного ветра)».

На рубеже I и II веков н. э. о России писал Тацит. Причерноморье он населил сарматами. На землях северной Украины и Белоруссии и на примыкающих к ним землям России жили венеды тоже, скорее всего, протославяне. К северу и востоку от венедов простирались обширные земли феннов. На восточных берегах Балтийского моря Тацит описывает эстиев и ситонов. Венеты описываются Тацитом воинственным народом, подобным их западным и южным соседям-германцам:

«Отнести ли певкинов, венедов и феннов к германцам или сарматам, право, не знаю… Неопрятность у всех, праздность и косность среди знати…. Венеды переняли многое из нравов сарматов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только ни существуют между певкинами и феннами».
Ужасает описание Тацитом феннов, которые явно были предки финно-угорских народов:
«У феннов — поразительная дикость, жалкое убожество; у них нет ни оборонительного оружия, ни лошадей, ни постоянного крова над годовой; их пища — трава, одежда — шкуры, ложе — земля; все свои упования они возлагают на стрелы, на которые, из-за недостатка в железе насаживают костяной наконечник. Та же охота доставляет пропитание как мужчинам, так и женщинам; ведь они повсюду сопровождают своих мужей и притязают на свою долю добычи».
Тацит также приводит слухи про народы, которые живут севернее феннов: «у геллузиев и оксионов головы и лица будто бы человеческие, туловища и конечности как у зверей; и так как ничего более достоверного я не знаю, пусть это останется нерешенным и мною».

Китайцы

С древнейших времен китайцы бывали в Сибири. Китайский путешественник и философ I века до н.э. Сыма Цянь, называемый китайским Геродотом, в одной из своих работ говорит о северной стране Сибур, в которой водятся существа, напоминающие по описанию мамонтов:
«В стране Сибур из зверей водятся… огромные кабаны, северные слоны в щетине и северных носорогов род».

В иньских (до 1027 года до н.э.) гадательных надписях северо-западные соседи иньцев именуются цянами, «лошадиными цянами» и «во множестве разводящими лошадей цянами». Позднее, в эпоху Чжоу (до 221 года до н.э.), название цян исчезает, и те же соседи именуются жунами. Северные и северо-восточные соседи названы ди.

Вот как описывает их Сыма Цянь:

«…переходят со скотом с места на место, смотря по достатку в траве и воде. Постоянного пребывания не знают. Живут в круглых юртах, из коих выход обращён к востоку. Питаются мясом, пьют кумыс, одежду делают из разноцветных шерстяных тканей… В каждом деле следуют мнению женщин, одни военные дела сами решают… Войну ставят важным делом».

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: