Подземные роды: зачем якуты закапывали беременных женщин
Рождение ребёнка считается даром свыше. Поэтому у каждого народа были свои культовые обычаи, связанные с этим долгожданным событием. Особое отношение к новорожденным прослеживается в необычных родильных ритуалах якутов. На что только не шли беременные женщины ради благополучия своего потомства.
Богиня в роли повитухи
Тюркские народы имели свой пантеон богов, к которым они обращались в самые ответственные моменты жизни. Так, в якутском фольклоре важная роль была отведена богине Ахтар Нэлбэй Айыысыт. Учёный-филолог П.А. Ойунский в своей статье «Якутская сказка, её сюжет и содержание» отмечал: «Айыысыт — божество повивального искусства, поэтому к ней и обращались за помощью и благословением при родах».
Когда у роженицы начинались сильные схватки, она просила положить около её ложа драгоценные одеяния и украшения в дар богине. Только после этого обязательного ритуала муж беременной просил госпожу Айыысыт прийти в их дом и облегчить страдания будущей матери. Богиня появлялась в образе пожилой женщины, произносила алгыс (благословение) и принималась помогать роженице, как полагалось повитухе. Согласно обычаям, женщины рожали в полусидячем положении, держась обеими руками за кол, вбитый в землю.
Как закапывали рожениц
После рождения ребенка богиня-повитуха Айыысыт объявляла его счастливым и покидала дом роженицы. Якуты верили, что все появившееся на свет мальчики — богатыри небывалой силы. Поэтому, упав на землю из утробы матери, они могут попросту сбежать от новоиспеченных родителей. Если проворных младенцев никто не мог удержать, то они либо исчезали, либо становились жертвами похитителей.
Чтобы не допустить подобного «побега» желанного сына, якуты заранее готовили безопасное место для родов. Предприимчивый народ рыл широкую яму, дно и стенки которой устилали каменными плитами. За три дня до родов туда спускалась беременная женщина с запасом пищи, рассчитанным на шесть дней. Затем яму закапывали, присыпая ее камнями. На третий день после родов мать с ребенком выходила из ямы и отправлялась на свой «орон» (нары в якутской юрте).
Что делали с последом
После рождения ребенка якуты уже начинали думать о том, как же уберечь дитя от болезней. Решение этой проблемы они видели в закапывании уже не матери, а плаценты. Они наделяли ее магическими свойствами, считалось, что правильно зарытый послед может повлиять на здоровье ребенка и плодовитость матери.
Для начала якуты обмывали послед, помещали его в «чабычах» (берестяной сосуд), а сверху укладывали два конских волоса в виде креста. Спустя три дня после рождения ребенка роженица трижды обводила послед вокруг себя, и только после этого его закапывали в левой половине юрты или рядом с домом.
Читайте наши статьи на Дзен