Жена чукчи: почему для русских женщин это было тяжелой участью
Чукчи не только были прекрасными воинами, но и могли похвастаться значительным богатством, да так, что даже русские соседи почитали за честь породниться с чукотской семьей. Правда, жизнь девушки, вышедшей замуж за даже весьма богатого чукчу, была далека от сказки.
Чукчи любят разных женщин
Мужчины, представители этого народа, охотно брали в жены девушек других национальностей, причем даже считали себя знатоками в любовной сфере. Об этом упоминает этнограф Владимир Германович Тан-Богораз, проживший несколько лет в чукотских поселениях. Он писал, что был знаком с чукчей по имени Этыгын, который смело утверждал, будто право чукч – «пробовать» женщин разных народов.
Богораз отмечал, что в тех местах, где чукчи граничили с коряками, было много смешанных браков. Причиной этому был схожий менталитет и особенности языка. Причем часто вообще было невозможно отличить представителей одного народа от другого.
Чукчи охотно брали себе в жены девушек из оленных чуванцев и почти полностью ассимилировали эту народность. Сейчас в России по последним данным проживает всего 1002 чуванца.
Тунгуски и ламутки
Этнограф описывал случаи свадеб чукчей с тунгусками и ламутками. Представители этих народов были вынуждены идти на подобные шаги, поскольку сами часто голодали, а чукчи были достаточно зажиточны, чтобы прокормить свои семьи. При этом молодая жена начинала говорить по-чукотски и полностью принимала образ жизни мужа, который в корне отличался от того, к которому она привыкла с детства.
Такая семья зимой жила в чукотском чуме, пользовалась местными нартами, а летом жили в тунгусском чуме и ездили верхом на оленях. Нередки случаи, когда вместе с женой чукча получал еще одну семью, то есть принимал на себя ответственность за родственников своей половинки. Кстати, также нередки случаи, когда вполне богатые чукчи после таких свадеб полностью беднели.
Кстати, якуты, в отличие от многих других народностей, не отдавали чукчам женщин в жены. Они были более богатыми, имели много скота и не нуждались в помощи, тем более представителей других народов. Между прочим, для якутских женщин такой брак считался бы серьезным унижением.
Русские жены
Тан-Богораз пишет о примерно 20-25 семьях, в которых чукчи были женаты на русских женщинах или на многочисленных обрусевших чукчанках. Эти женщины имели вполне типичную русскую внешность и давно привыкли к особенностям русской культуры.
Ученый посетил эти семьи и заметил, что практически все русские женщины были выходцами из бедных. Подобный брак, зачастую, позволял просто элементарно выжить, особенно в жестких северных условиях. Тогда было принято платить за невесту — семья, отдавшая девушку замуж, получала пару оленей (зачастую, убитых, то есть просто мясо). Если же девушка была красавицей, цена могла составлять 20-30 оленей, причем, живых.
Несмотря на культурную и расовую разницу, чукчам не составляло труда добиться любви русской девушки. Они брали русских добротой, открытостью, простодушием и, конечно, подарками. При всем этом русские невесты считались не очень хорошими хозяйками и порой плохими работницами. Действительно, русская девушка, надевшая непривычную меховую одежду, становилась неповоротливой и даже беспомощной при работе в сложных северных условиях. Особенно тяжело женщинам было в первое время, пока еще не привыкли и не освоились.
Редко кто из них мог качественно выбить на морозе полог чума – не было ни терпения, ни сноровки. Стирка тоже не давалась, как и обслуживание животных.
Что касается отношений с семьей и подругами, то они становились натянутыми, ведь брак с чукчей часто считался не самым лучшим вариантом. Над многими откровенно издевались, называя «женой дикаря». Молодая жена часто расстраивалась, плакала и плохо себя чувствовала.
При этом этнограф отметил, что русские довольно быстро привыкали к сложным условиям жизни. Богораз встретил женщину, которая даже хвасталась, что Колыма ходит полуголодной, а чукотским семьям всегда найдется чем отобедать и даже угостить гостей. Правда, все это был результат довольно тяжелого труда на морозе и, как правило, без выходных и отдыха.
Тосковать не будет
Если русская девушка начинала тосковать в новом доме, ее чукотский муж поступал специальным образом. Приглашалась колдунья, которая читала над женой заклинания, призванные отогнать дурные мысли. Что интересно, русские православные женщины после такого обряда говорили, что колдунья забрала у них «русскую душу», и вложила душу чукчанки. Удивительно, но после обряда женщины переставали нервничать и тосковать, быстро привыкая жить в ледяной тундре.
Нет информации о том, чтобы русские жены уходили от чукотских мужей и возвращались в свои деревни. Был один случай — после кончины мужа женщина попыталась вернуться, но вскоре отказалась от затеи – не смогла жить в духоте избы и есть одну сушеную юколу. Ребенку было еще хуже в условиях недостатка еды, поэтому женщина снова вышла замуж, опять же за чукотского мужчину.
Кстати, дети в таких семьях рождались редко. Ученый отнес это к «истощению жизненной силы», но, вероятнее, это было связано недостатком витаминов, да и вообще разнообразного питания. Бывали даже случаи групповых браков, чем часто грешили обрусевшие женщины. Впрочем, это, со стороны русских, воспринималось не иначе как проституция.
В целом же чукчи довольно хорошо относились к своим русских женам. Одной из причин был статус — таким мужчинам завидовали и их уважали. Русские же получали свою выгоду — оленей и другие подарки, хотя свой статус как раз и теряли. Богораз писал, что часто встречал в русских деревнях семьи с «прижитыми» от чукчей детьми. Лично ему как-то встретилась жена дьячка в городке Нижнем-Колымске, родившая от чукчей двух детей, что объяснялось спасением от голода.
Читайте наши статьи на Дзен