Человек или олень: кого чукчи ценили больше
Чукотские воины, совершавшие кровожадные набеги, наводили ужас на соседние народы. Покрытые в головы до ног пластинчатыми костяными или железными доспехами, вооруженные тяжелыми копьями, мощными луками и палицами, они заранее разведывали обстановку во вражеских селениях, нападали внезапно, часто ранним утром, и сеяли панику и смерть. И горе было побежденным, потому что чукчи и не знали пощады.
Убитые враги
Чукотские войны носили разных характер. На хорошо знакомые народы чукчи совершали грабительские набеги, ограничиваясь отдельными боевыми конфликтами, а с русскими, с оленными коряками, юкагирами и с аляскинскими эскимосам вели войну на уничтожение. С врагами поступали по-разному.
Поскольку чукчи как все язычники были очень суеверны, победители опасались убитых противников, и чтобы покойники не посмотрели на них мертвыми глазами, в обязательном порядке переворачивали все тела лицом вниз, перерезая им горло. Со своими убитыми товарищами они поступали похожим образом – закрывали лицо покойника капюшоном, а все тело прикрывали так, чтобы его не было видно. Если враг был достойным и успевал убить в сражении кого-нибудь из чукчей, ему прокалывали ножом или копьем предплечье правой руки, повреждая сухожилия. Очевидно таким образом чукотские воины надеялись обезвредить дух убитого врага, чтобы он и на том свете не мог сражаться.
Случалось и откровение глумление над телами, которое происходило тогда, когда враг был особо ненавистен. Известен обычай привязывать тела врагов к столбам, однако с какими именно целями это делалось, для этнографов осталось загадкой.
Рабы
Религиозные представления чукч были таковы, что человеческая жизнь не ценилась совершенно. Умерший насильственной смертью чукча попадал на небеса к великим предкам, а умерший своей смертью – отправлялся в подземную страну мертвых, где царят горе и тоска, – об этом писал этнограф Владимир Германович Тан-Богораз. Плененный чукча мог разбить себе голову о камни или уморить себя голодом, а чукотские женщины могли, не дрогнув, зарезать детей над телом погибшего в бою мужа и покончить с собой, надеясь, что все они встретятся в стране предков.
К чукчам в плен чаще всего попадали только женщины и дети, так как мужчин они убивали во время боя. Иногда поступали еще более жестоко: убивали всех взрослых людей, оставляя в живых лишь ребятишек. Если шла война на уничтожение, то вырезали все население вражеских стойбищ.
В конце XVIII – в начале XIX века чукчи изменили свою тактику и часто отпускали уцелевших женщин восвояси, даже не прикоснувшись к ним. Бывало и так, что жен врагов брали к себе в жены и даже могли усыновить их детей. Например, так поступали с аляскинскими эскимосками. Пленных угоняли в рабство и на родном стойбище делили между собой поровну. Женщину или ребенка могли продать. Рабов не жалели, их били и могли убить за провинность, известны случаи, когда их распинали на земле, прибивая колышками.
Пленные
Сильных мужчин рабами никогда не делали, потому что живой враг на стойбище был угрозой. Но зато чукчи охотно обращали в рабов соплеменников, например, убийц, которые должны были выполнять обязанности убитого, – об этом пишет этнограф Александр Константинович Нефедкин в книге «»Военное дело чукчей».
Пленного юкагира или коряка могли насильно женить на чукчанке, оставшейся без мужа, которой в хозяйстве нужны были рабочие руки. Но чаще всего за рабов просто брали выкуп: железо или оружие, которые чукчи купить не могли, так как русским было запрещено продавать им эти товары. Однако были известны и случаи, когда пленных казаков отпускали без всяких условий после заключения перемирия с русскими.
В особых случаях пленных чукчи пытали, желая отомстить, причем, чаще всего пытали командиров. Известно, что когда в плен к чукчам попал майор Якунин, которого они ненавидели и который был известен своим жестоким отношением по отношению к местному населению, его привязали к огромному вертелу и медленно поджаривали на огне. Это была самая распространенная пытка. Причем поджаривать таким образом могли и мертвого врага. Иногда врага раздевали догола и гоняли его по кругу, пока человек не умирал от разрыва сердца.
После удачного боя чукчи приносили своим богам благодарственные жертвы. Обычно это был олень, но бывало и так, что в жертву приносили человека. Путешественник Глеб Семенович Шишмарев отмечал, что раньше у чукчей был обычай приносить в жертву мужчин и женщин. В 1812 году возле Чаунской губы чукчи взяли в плен и хотели принести в жертву духам протоиерея Григория Слепцова, которого спасло вмешательство старейшины. Спустя два года в городке Островном для прекращения падежа оленей и эпидемии среди людей был принесен в жертву чукотский тойон Кочена, которого убил собственный сын.
Читайте наши статьи на Дзен