Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2022-09-12 13:55:13
Тимур Сагдиев

Маврикий Гауке: как русский генерал стал предком британской королевской семьи

Мало кто заметил, что с восшествием на трон нового короля Карла III (бывшего принца Чарльза) в Великобритании фактически сменилась правящая династия. Покойная королева Елизавета II принадлежала к дому Виндзоров. Карл III же, продолжая официально именоваться Виндзором, по отцу должен был бы носить фамилию Маунтбеттен. История этого аристократического рода восходит к… генералу Российской империи Маврикию Фёдоровичу Гауке.

Расстрелянный генерал

В 1830 году польские повстанцы, сражавшиеся за независимость, захватили в плен генерала от инфантерии Маврикия (Мауриция) Гауке, военного министра Царства Польского. По приказу вожака Петра Высоцкого мятежники закололи генерала 29 ноября у каменных столбов решётки Наместниковского палаца (нынешнего Президентского дворца в Варшаве). По другим данным, Маврикия Гауке расстреляли, в его тело вошло 19 пуль.

Вряд ли казнённый 55-летний военачальник мог предполагать, что его потомки два века спустя займут королевский престол Великобритании. Дело в том, что сам он не мог похвастаться знатным происхождением. Его отец Фридрих Кароль Гауке поселился в Речи Посполитой в XVIII веке.

«Рассказывают, что ещё при Станиславе-Августе прибыл в Варшаву ремеслом брадобрей, некто Гаук, родом из венгерских цыган, – сообщал в 1887 году журнал «Исторический вестник». – Гаук был человек юркий, заручился протекцией больших панов и при их помощи пристроил двух сыновей своих в военную, а третьего, среднего, в гражданскую службу, уже под более законченною фамилиею Гауке».

Иной вариант происхождения рода, основанный на семейной легенде, выглядит более респектабельно. Гауков называют выходцами из Фландрии, а Фредерик (Фридрих) Кароль Эмануэль Гаук, по этой версии, работал в Варшаве директором лицея.
Старший сын Фридриха Гаука, изначально носивший имя Ганс Иоганн Мориц Гауке, родился в Зайферсдорфе в Саксонии. Он сделал блестящую карьеру при русском наместнике Польши Константине Павловиче. В 1816 году Маврикий Гауке занял должность министра военной комиссии. Десять лет спустя император Николай I возвёл Маврикия и двух его братьев (Людвига и Иосифа) в дворянское достоинство. Новоявленным аристократам был пожалован герб Босак. А за год до гибели Маврикий Гауке получил титул графа.

Скандал при царском дворе

Для Санкт-Петербурга смерть Маврикия Гауке стала знаком его преданности трону, присяге и чести. Царская милость распространилась на осиротевших восьмерых детей генерала (их мать тоже погибла от рук мятежников в 1831 году). Шестилетнюю дочь Маврикия Гауке Юлию Терезу Саломею (родившуюся в Варшаве в 1825 году) забрали в Петербург, где она получила образование в Екатерининском институте. Впоследствии польская графиня сделалась фрейлиной цесаревны Марии Александровны, супруги наследника престола Александра Николаевича.

Некоторые источники говорят о «редкой красоте» Юлии Гауке, но фрейлина Анна Тютчева (дочь поэта) утверждала, что Юлия покоряла мужчин скорее «изяществом и пикантностью». Несмотря на такие достоинства, к 26 годам Юлия Гауке всё ещё не была замужем. Оставаться бы фрейлине старой девой, если бы не 28-летний Александр Гессен-Дармштадский, родной брат её госпожи. Принц Александр состоял в России на военной службе. Роман между ним и полькой завязался в 1851 году. Незадолго до этого Александр посватался к красавице графине Софье Шуваловой, однако император Николай I запретил ему этот брак. Нуждаясь в утешении, Александр Гессенский сблизился с фрейлиной своей сестры. По мнению Тютчевой, «кокетка» Юлия Маврикиевна увлекла принца собой, но «настоящей страсти» не было ни с той, ни с другой стороны.

Когда Юлия Гауке забеременела, принц Александр, как честный человек, решил вступить с ней в морганатический брак. Это вызвало гнев императора Николая I, так как неравное супружество принца бросало тень не только на Гессенский дом, но и на Романовых.

Возлюбленным пришлось уехать из Петербурга, причём Юлии навсегда было запрещено показываться в России. По дороге в Дармштадт принц и бывшая фрейлина тайно обвенчались в прусском Бреслау 28 октября 1851 года. Через три месяца Юлия родила первенца.

Герцог Гессенский Людвиг III, брат Александра, отнёсся к новой родственнице благосклонно. Он даровал ей и её потомству титул графов фон Баттенберг (с 1856 года – принцев). Так назывался городок на севере Гессена. Юлия Баттенберг была известна как образцовая жена, она родила мужу пятерых детей и умерла в 1895 году.

От Юлии Баттенберг к Филиппу Эдинбургскому

Несмотря на мезальянс, дети, рождённые Юлией Гауке, приходились жене русского императора Александра II племянниками, а императору Александру III – кузенами. Возвышение династии Баттенбергов в Европе началось в 1879 году, когда при содействии России Александр Баттенберг, второй сын Юлии Гауке, был избран князем освобождённой Болгарии.

Другая линия династии, пошедшая от сына Юлии Людвига Баттенбергского, добилась ещё большего влияния. Людвиг женился на Виктории Гессенской, внучке королевы Виктории. Принц переехал в Великобританию и в 1917 году в связи с Первой мировой войной переиначил свою немецкую фамилию на английский лад, сделавшись Маунтбеттеном. Дочь Людвига, принцесса Алиса фон Баттенберг, была глухой от рождения, а в конце жизни страдала шизофренией. От её брака с принцем Андреем Греческим и Датским в 1921 году родился Филипп, герцог Эдинбургский. В 1947 году по политико-династическим соображениям он принял материнскую фамилию Маунтбеттен. Строго говоря, по линии отца принц Филипп должен был бы называться Глюксбургом, он является потомком немецкой Ольденбургской династии.

Маунтбеттен-Виндзоры

Сегодня потомки от брака принца-консорта Филиппа с королевой Елизаветой II частично сохраняют германо-английскую фамилию династии. «Сдвоенную» личную фамилию Маунтбеттен-Виндзор носят дети принца Гарри – Арчи Харрисон и Лилибет Диана. Эту фамилию однажды использовал в юридическом процессе и принц Уильям.

Таким образом, нынешний король Карл III приходится праправнуком Юлии фон Баттенберг и прапраправнуком генералу Маврикию Гауке. Стоит добавить, что родство с дочерью генерала – не единственный «русский след» в династической истории правящих британских Виндзоров. В жилах Карла III и его потомков течёт также кровь великой княжны Ольги Константиновны Романовой, внучки сурового императора Николая I.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: