Калаши: от кого произошел самый необычный народ Азии
На территории Пакистана живет удивительный народ, совсем не похожий на своих соседей. Голубоглазые блондины-язычники вот уже много веков свои традиции и чтут заветы предков. .
Наследие Александра Македонского
Их села расположены на высоте около 2 тысяч метров над уровнем моря у реки Читрал. Мужчины традиционно пасут коз на горных лугах, окруженных дубовыми лесами. А женщины выращивают зерновые и другие сельскохозяйственные культуры на расчищенных от камней угодьях. С октября по апрель калаши остаются отрезанными от внешнего мира, дорога через перевал становится непроходимой. Сейчас калашей не более 6 тысяч человек. Ученые причисляют их к дардским народам, имеющим общие индоиранские корни. О происхождении этих людей до сих пор ведутся споры.
Известный писатель и путешественник Николай Непомнящий в своей книге «100 великих тайн Востока» рассказал о преданиях, бытующих среди самих калашей. Многие из них считают себя потомками воинов легендарного завоевателя Александра Македонского, которые по каким-то причинам откололись от его войска и остались в горах.
Помимо калашей в родстве с греческими воинами можно заподозрить и представителей других народов, населяющих отроги Гиндукуша. Изолированные в горах этнические группы индоевропейцев встречаются и на территории современного Таджикистана, речь идет о бадахшанцах и ягнобцах.
«Армия Александра, пришедшая в Азию, составляла несколько десятков тысяч человек и была этнически разнородной… Большая часть эллинов бесследно растворилась среди жителей завоеванных стран, но в некоторых малонаселенных и труднодоступных районах они дали жизнь качественно новым этническим группам», – написал Непомнящий.
Древние арийцы
По другой версии, калаши — потомки древних ариев. Популярный палеоантрополог и писатель Александр Белов в книге «Русь арийская. Наследие предков. Забытые боги славян» отметил сразу несколько фактов, свидетельствующих о сходстве калашей и русских.
Выражается это в подобии некоторых обрядов, например, между летними гуляньями в ночь на Ивана Купалу и праздником Рат нат. Он тоже проводится в июле, калаши весело танцуют и веселятся под звездным небом при свете костров. Причем в мероприятии участвуют не только девушки и юноши, но и семейные мужчины и женщины.
Кроме веселого праздника Рат нат калаши отмечают еще три особые даты. Это Йоши, который знаменует окончание весенне-полевых работ. Учао – завершение сбора урожая, а также Чоймус – зимний праздник, аналог новогодних торжеств, когда каждая семья забивает козу, угощает родственников, соседей и друзей.
В обрядах этого таинственного народа многие ученые-этнографы видят изначальные индоевропейские духовные традиции. Например, эти люди поклоняются небесному огню, как древние славяне и балты.
«Посредине храмового помещения, продуваемого всеми ветрами, установлен священный столб с вырезанными на нем солярными знаками. На нем можно увидеть точно такие же знаки, символизирующие солнце, которые и поныне встречаются в архангельской деревянной резьбе, распространенной у народов Русского Севера», – так Белов описал в своей книге языческое святилище калашей.
Упомянул исследователь и о сходстве дардского наречия этих людей с санскритом – древнеиндийским языком священных текстов, имеющим немало совпадений с русским. Так, слово «мясо» на санскрите – mas, а калаши произносят его как mos.
Жизнерадостные язычники
На сегодняшний день, по оценкам специалистов, только половина калашей (около 3 тысяч человек) остаются верны религии предков. Они называют творцом всего сущего верховного бога Дезау. За ним по старшинству следует бог войны и дождя Саджигор. Могучий Верин следит за соблюдением клятв и обеспечивает торжество справедливости, Махандеу доносит до небес людские молитвы, а Ингау заведует вопросами врачевания и отвечает за весеннее обновление природы.
Интересны и женские божества калашей. Благодетельная Джештак охраняет семейный очаг, Дезалик – сестра бога-творца – помогает во время родов, а щедрая Кушумаи обеспечивает плодородие.
Помимо этих богов у каждой общины и семейства есть свои духи-защитники, которым обычно устанавливаются деревянные идолы в особых святилищах. Кроме крови животных в качестве жертвы обитатели языческого пантеона принимают от калашей и вино.
Наиболее подробно древние верования калашей изучил немецкий этнограф Карл Йеттмар, автор книги «Религии Гиндукуша». Ученый отметил, что часть этого уникального народа приняла ислам, поддавшись идеологическому влиянию соседних народов, а также через межнациональные браки.
Чистое и нечистое
Журнал «Вокруг света» в номере за ноябрь 2003 года опубликовал статью Андрея Фатющенко «В поисках калашей», в которой автор рассказал о своей поездке в три села: Бумборет, Брир и Румбур. Он выяснил, как своеобразно язычники воспринимают мир.
В мифологическом сознании калашей отчетливо присутствует противопоставление святости и нечистоты, выраженное борьбой добрых и злых духов. Представители этого народа больше всего боятся скверны, которая присуща:
приверженцам других религий, их землям и вещам (кроме мусульман по соседству никто не живет);
всему, что связано со смертью человека и погребальными обрядами;
женщинам, которые становятся особо «нечистыми» в период менструаций и родов;
курицам и некоторым другим представителям животного мира.
Положительной энергетикой в глазах калашей обладают алтари богов и добрых духов, чистые горные пастбища, живительная вода, девственные юноши, козы и вороны, вино и зерно, а также священные растения, среди которых особо почитается можжевельник.
Андрей Фатющенко описал специальные здания «башали» (башлени), которые есть в каждом из сел. Женщины находятся там во время менструаций и рождения детей. Беременные загодя поселяются в этих помещениях, а родственники передают им пищу через специальное окошко. Только через 10 дней после появления ребенка на свет мать может покинуть башали вместе с малышом, чтобы не «заразить» своей скверной других людей.
Читайте наши статьи на Дзен