Северные правила: что русские переняли у чукч
Почти полтора столетия чукчи противостояли военным и казакам, стремившимся присоединить их земли к России. Но и в бою, и в жизни русский человек готов учиться — быт северных народов был суровой школой выживания в сибирской тайге.
Договариваться, а не воевать
Оленеводам и охотникам удалось отстоять свою независимость, о чем известный специалист в области военной истории, Александр Нефедкин, написал в своей книге «Военное дело чукчей (середина XVII – начало XX в.)», которая вышла в Санкт-Петербурге в 2003 г.
По мнению исследователя, сразу несколько объективных факторов предопределили успех жителей суровой тундры в сражениях с русскими. Это и воинская доблесть чукчей, и тяжелые природно-климатические условия Крайнего Севера, и отдаленность данной территории. Так, в XVII-XVIII веках малочисленный народ успешно отбил все попытки завоевания, предпринятые огромной империей.
Поэтому уже в эпоху Екатерины II Алексеевны имперские власти сменили тактику: с чукчами просто договорились. Русские решили, что мирное сосуществование с жителями тундры важнее военной победы. Там, где не справились ружья, вопрос был решен через взаимовыгодную торговлю, тем более что оленеводы и охотники реально нуждались в российских товарах.
Чукотка вошла в состав империи постепенно, при этом царские власти проявили гибкость – они не вмешивались в жизнь представителей коренного народа, не препятствовали соблюдению обычаев и традиционных обрядов.
Обороняться с помощью льда
Чукчи продемонстрировали русским некоторые приемы и методы ведения боевых действий, прежде неведомые солдатам и офицерам Европейской России. Казаки-землепроходцы и военные столкнулись с необычной тактикой оленеводов, которые защищали собственные оборонительные укрепления с помощью… льда.
Вот как А.К. Нефедкин описывает данный тактический прием в своей книге: «Для обороны могли выбирать и возвышенность, часто неприступную с трех сторон. Ее склоны и особенно дорожку наверх поливали водой, которая, замерзнув, создавала ледяной покров. Естественно, так можно было обороняться зимой».
Подняться вверх по скользкому склону крайне проблематично, а тут еще и чукчи сверху обстреливают карабкающегося к ним противника из своих луков. Если же нападающие не сдавались, кромсая лед кирками и пробиваясь вперед, то на них спускали нарты, груженые камнями. А спереди и по бокам к этим боевым нартам были приделаны острые копья и заточенные оленьи рога. Русские, не готовые к таким методам ведения войны, часто отступали, так и не взяв даже небольшой холм.
Сегодня, наблюдая за ребятишками, весело катающимися с ледяной горки на санках, сложно представить, что данная зимняя забава имеет что-то общее с русско-чукотскими войнами.
Шить теплую одежду
Даже при наличии современных теплосберегающих материалов большинство специалистов считает, что для работы на Крайнем Севере лучше всего подходит именно традиционная одежда чукчей. Она превосходно сохраняет тепло, впитывает пот, не мешает свободно двигаться.
Научный сотрудник Северо-Восточного комплексного НИИ Дальневосточного отделения РАН Надежда Вуквукай написала статью «Возрастные особенности детской одежды чукчей», которая опубликована в журнале «Россия и АТР» (№ 1 за 2016 г.). В данной работе говорится, что одежда чукчей является гениальным изобретением, без которого просто не выжить в условиях тундры.
Например, зимний детский комбинезон, который называется «кэркэр», местные женщины делали двойным: первый слой шили мехом внутрь, а второй – мехом наружу. Это позволяло полностью защитить малыша даже от сильного мороза.
Использовать подгузники
С древних времен чукотские мамы и бабушки существенно облегчали себе уход за детьми с помощью нехитрого приспособления, напоминающего подгузники. Оно называется «макы».
«Необходимой деталью детской одежды является макы, закрывающий паховое отверстие комбинезона о’оргын. Макы (ед. ч., макат – мн. ч.), макашки (от чук. макат, местечковый говор обрусевших чукчей) – аналог современных подгузников – прикреплялся к комбинезону ремешками. Наполнителем служил торфяной мох витъывит. Макы использовали до тех пор, пока ребёнок не приучался самостоятельно справлять нужду», – так Н.И. Вуквукай описала местные подгузники в своей статье.
Внешне макы напоминали неглубокие лоханки с завязками. Эта деталь детского гардероба наполнялась мхом, который женщины регулярно меняли, чтобы ребенок не испытывал дискомфорта. На случай длительного путешествия шили более вместительные макы, что было продиктовано суровой необходимостью: нельзя раздевать ребенка на морозе, даже частично.
Разумеется, будь у чукотских женщин возможность регулярно менять и стирать пеленки, им не пришлось бы изобретать подгузники.
Кстати, торфяной мох прекрасно впитывает жидкости, а также обладает бактерицидными свойствами.
Пить через трубочку
Все россияне знают, что на морозе нельзя ничего лизать, иначе язык прилипнет, например, к железным качелям. А если температура на улице –40°С и ниже, то и пить ничего не стоит: губы могут наглухо примерзнуть к походной фляге или другому сосуду.
Оленеводы, которые по двое суток пасли стада в тундре, нашли простой и эффективный способ решения этой проблемы. Среди припасов, которые они брали с собой в дорогу, всегда была небольшая полая внутри косточка птицы или мелкого животного. Через такую импровизированную трубочку чукчи могли спокойно утолять жажду даже на сильном морозе.
Потягивая охлажденные напитки и коктейли, многие люди и не подозревают, что используют изобретение жителей Крайнего Севера.
Защищать глаза от солнца
Еще одна серьезная проблема, с которой столкнулись русские в тундре, связана с таким явлением, как снежная слепота. О ней подробно написали соавторы энциклопедии «Я познаю мир. Арктика и Антарктика» (Москва, 2000 г.), Алексей Бочавер и Антон Прокудин. Они отметили, что особенно сильно человеческое зрение страдает, когда в тундре начинается долгожданная весна.
«Поднявшееся высоко арктическое солнце, многократно преломляясь и отражаясь на ледяных и снежных полях, затапливает все безжалостным, ослепительным светом. Раньше, когда еще не было солнцезащитных очков, люди делали из дерева или бересты защиту для глаз, оставляя только узкую щель, чтобы в зрачок попадало поменьше света», – говорится в энциклопедии.
Если достаточно долго смотреть на слепящие лучи, то можно постепенно лишиться зрения. Поэтому чукчи с древних времен носили некое подобие солнцезащитных очков. Походный самодельный вариант действительно мог быть изготовлен из коры ближайшего дерева, но чаще всего у каждого оленевода и охотника имелась особая наглазная повязка с узкими прорезями, сделанная из дубленой оленьей шкуры. Впрочем, некоторые умельцы носили и более «продвинутую» защиту для глаз, которая изготавливалась либо из кожи и сухожилий разных животных, либо из кости и дерева.
А вглядываться вдаль без опасения повредить глаза чукчам помогал специальный козырек, который крепился к шапке. Такое нехитрое приспособление, как правило, делали из китового уса, и по форме оно сильно напоминает козырек обычной бейсболки.
Охотиться на морского зверя
Традиционный чукотский промысел – охота на морского зверя – заинтересовал и некоторых русских, которые тоже хотели добывать китов, моржей и тюленей. И здесь было чему поучиться у местных. Например, умению использовать во время охоты поворотный гарпун, не позволяющий добыче сорваться.
Известный этнограф-северовед Владимир Богораз в первом томе своей знаменитой работы «Чукчи» (Ленинград, 1934 г.) рассказал, что жители приморских стойбищ создавали байдарные артели, состоящие преимущественно из родственников. Как правило, это восемь здоровых мужчин, которые совместно охотились и делили между собой добычу. Главу такого коллектива промысловиков называли байдарным хозяином.
«»Байдарный хозяин» сидит на руле. Это – почетное место, и оно принадлежит ему по праву. У русских и у обруселых туземцев на реках Колыме, Индигирке и других место хозяина лодки – на корме. Он сидит, положив руку на руль, даже в тех случаях, когда управляет лодкой кто-нибудь другой, знающий характер течения», – написал В.Г. Богораз.
Читайте наши статьи на Дзен