
«Вендетта по-сибирски»: за что якуты объявляли кровную месть
Кажется, жестокие обычаи должны были навсегда остаться в первобытном прошлом человечества. Однако, первобытность вовсе не так далека от нас, как можно представить. Родоплеменной и общинный строй сохраняются по сей день в самых отдаленных уголках по всему миру, хотя на территории цивилизованных стран давно идет процесс интеграции народов, проживших в долгой изоляции, в современную жизнь и современное право. На территории России это – коренные народы севера, в частности народ саха, или якуты. И хотя они находятся под властью российского государства с XVII века, многие обычаи культивировались в закрытом обществе, и вытравить их было крайне сложно.
Вендетта по-сибирски
Солидная доля якутов исповедует шаманизм или двоеверие, и занимается традиционными промыслами. В такой ситуации, наиболее губительные и кровавые обычаи были оставлены ими сравнительно недавно – в XVIII-XIX веках, хотя отдельные жуткие вещи, такие как внутриродовое рабство, фигурировали в особенно далеких районах еще в советские времена.
Крайне суровый климат, бедность земли, постоянный голод и малочисленность привели к длительному сохранению первобытного строя. Кланы соперничали между собой за каждого оленя, каждый подлесок и каждую женщину, что ожесточало вождей и население в целом. Стремление сохранить свою жизнь и семью выродилось в бескомпромиссную борьбу с конкурентами-чужаками, а также послужило разрастанию самих родов..
Голландская экспедиция 1799 года: как британцы предали русских солдат
А чем больше кланы, тем острее борьба и чаще смертельные стычки. Тут на арену выходит вполне логичный в таких условиях обычай – кровная месть. По данным издания «Дом дружбы народов им. Кулаковского», к XVII веку у якутов сложилась патриархальная система управления, основанная на 9-поколенных «отцовских» родах, которые, очевидно, становились очень разветвленными при наличии многоженства.
В отсутствие каких либо границ кочевий, представители разных родов совершали друг на друга нападения, сопровождавшиеся убийствами, что очень сильно влияло на силу и численность племени. Следовательно, такое вопиющее нарушение должно было караться максимально жестоко, отсюда и берется та самая «смерть до девятого колена». Проще говоря, на все племя возлагалась задача полностью уничтожить вражескую семью за убийство своего родственника. И это превращалось в бесконечный цикл смертей, уничтожавший и без того малочисленный народ.
Цивилизационный сдвиг
После установления власти Московского царства на территориях якутов и подчинения их общей налоговой системе в виде ясачной повинности, русские власти стали активно бороться с кровной местью. Но контролировать каждое убийство на таких огромных пространствах было невозможно, поэтому за основу была взята традиция выкупа. Объем штрафа рассчитывался из соотношения численности рода и его богатства.
«Дело дураков»: сколько невиновных было расстреляно за убийства маньяка Чикатило
Особенно богатым родам назначался четырехкратный штраф, очевидно, чтобы лишить их соблазна вырезать меньших соседей. Таким образом, подконтрольное якутское население вместо разрозненных племен превратилось в относительно единую народность, не стремящуюся к самоуничтожению, а урбанизация и совершенствование уголовно-розыскной системы в советские времена и вовсе избавили их от давно отживших свое кровавых обычаев.