Как наказывали на Кавказе за кражу коней
Несмотря на строгость законов конокрадство на Кавказе имело место быть. И поскольку лошади играли существенную роль в хозяйстве горцев, их воровство могло повлечь за собой решительные меры.
Жестокие законы
По законам шариата кража любого ценного имущества каралась членовредительством: вору, пойманному впервые, отрезали кисть правой руки, пойманному вторично отрезали стопу и тому подобное. Далее членовредительство заменила порка розгами, считавшаяся в горской среде страшным позором.
Впоследствии конокрадов стали ограничивать в правах. Например, в Кабарде их превращали в изгоев. У собственной лошади конокрада обрезали хвост, после чего он имел право ездить только на бесхвостых лошадях. Это было как клеймо. Запрещалось принимать от людей, замеченных в конокрадстве, какие-либо подарки, а также употреблять мясо украденного скота в пищу.
С другой стороны, в некоторых кавказских сообществах отношение к конокрадству было вполне терпимым, это считалось вполне мужским занятием. Украсть коня, особенно у врага, было большой удалью для джигита. Конокрадство нередко использовалось как средство ведения войны, а также как инструмент осуществления кровной мести.
Знаменитый советский и российский писатель Фазиль Искандер в одном из рассказов упоминает о том, как горцы с гордостью говорили о своих конях, что те являются не купленными или подаренными, а ворованными.
Компенсация полагалась за конокрадство
Где-то в XVIII столетии за кражу коней была введена материальная ответственность. Например, конокрада могли лишить прав состояния. Бларамберг в работе «Историческое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. XVIII в. Законы» пишет: «…Если шапсуг крадет коня у натухайцев и его уличают в воровстве, он должен возвратить этого коня и дать еще одного в придачу в качестве меры наказания; но если шапсуг крадёт коня у шапсуга, он обязан возвратить этого коня и еще семь лошадей в придачу».
Особенно жестоко каралось воровство лошадей из княжеских табунов. Абазов в статье «Кража как элемент системы композиций кабардинцев в дореформенный период» упоминает о том, что, кроме стоимости самих лошадей, с грабителей взыскивали в качестве штрафа ещё и приличную сумму серебром. «Кто украдет лошадь у первостепенного узденя со двора или из табуна и в том будет уличен, то платит ему по три лошади за каждую».
Наказание в Российской империи
На рубеже XIX и XX веков конокрадов стали судить в основном по законам Российской империи, по которым за такой проступок полагалось обычно от двух месяцев до года тюремного заключения, и конокрадство в среде горцев приобрело поистине массовые масштабы.
Они угоняли лошадей целыми табунами и косяками, причём и в соседних селениях, и в казачьих станицах, и при разбойных нападениях на частных лиц. Это привело к тому, что местные власти вынуждены были установить строгий контроль над ситуацией, требуя регистрации у старшины всех появившихся в ауле лошадей.
«Если же в ауле будут прогадать лошади тавлинцев, то аулы должны отвечать за пропавших лошадей по стоимости таковых или выдавать воров», — говорилось в одном из таких указов. Множество дел о конокрадстве разбирались в официальных судах. Были случаи, когда сами же воры, украв коня, требовали с хозяина выкуп за него. Одним словом, в этой сфере творился полнейшая анархия.
С приходом советской власти была ужесточена уголовная ответственность за конокрадство, как и за кражи вообще. Однако полностью искоренить явление так и не удалось.
Читайте наши статьи на Дзен