Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2019-05-11 14:23:34
Орынганым Танатарова

Калаши: чего боится самый таинственный народ Азии

На территории Пакистана, в горах южного Гиндукуша, живут загадочные люди с европейскими чертами лица, светлыми глазами и волосами. Это калаши – представители малочисленного народа, исповедующего старинную языческую религию. Они сумели сохранить свою самобытность в отдаленных горных селениях, несмотря на все попытки соседей-мусульман обратить их в ислам.

Наследие Александра Македонского

Их села расположены на высоте около 2 тысяч метров над уровнем моря у реки Читрал. Мужчины традиционно пасут коз на горных лугах, окруженных дубовыми лесами. А женщины выращивают зерновые и другие сельскохозяйственные культуры на расчищенных от камней угодьях. С октября по апрель калаши остаются отрезанными от внешнего мира, дорога через перевал становится непроходимой. Сейчас калашей не более 6 тысяч человек. Ученые причисляют их к дардским народам, имеющим общие индоиранские корни. О происхождении этих людей до сих пор ведутся споры.

Известный писатель и путешественник Николай Непомнящий в своей книге «100 великих тайн Востока» рассказал о преданиях, бытующих среди самих калашей. Многие из них считают себя потомками воинов легендарного завоевателя Александра Македонского, которые по каким-то причинам откололись от его войска и остались в горах.

Помимо калашей в родстве с греческими воинами можно заподозрить и представителей других народов, населяющих отроги Гиндукуша. Изолированные в горах этнические группы индоевропейцев встречаются и на территории современного Таджикистана, речь идет о бадахшанцах и ягнобцах.

«Армия Александра, пришедшая в Азию, составляла несколько десятков тысяч человек и была этнически разнородной… Большая часть эллинов бесследно растворилась среди жителей завоеванных стран, но в некоторых малонаселенных и труднодоступных районах они дали жизнь качественно новым этническим группам», – написал Непомнящий.

Древние арийцы

По другой версии, калаши — потомки древних ариев. Популярный палеоантрополог и писатель Александр Белов в книге «Русь арийская. Наследие предков. Забытые боги славян» отметил сразу несколько фактов, свидетельствующих о сходстве калашей и русских.

Выражается это в подобии некоторых обрядов, например, между летними гуляньями в ночь на Ивана Купалу и праздником Рат нат. Он тоже проводится в июле, калаши весело танцуют и веселятся под звездным небом при свете костров. Причем в мероприятии участвуют не только девушки и юноши, но и семейные мужчины и женщины.

Кроме веселого праздника Рат нат калаши отмечают еще три особые даты. Это Йоши, который знаменует окончание весенне-полевых работ. Учао – завершение сбора урожая, а также Чоймус – зимний праздник, аналог новогодних торжеств, когда каждая семья забивает козу, угощает родственников, соседей и друзей.

В обрядах этого таинственного народа многие ученые-этнографы видят изначальные индоевропейские духовные традиции. Например, эти люди поклоняются небесному огню, как древние славяне и балты.

«Посредине храмового помещения, продуваемого всеми ветрами, установлен священный столб с вырезанными на нем солярными знаками. На нем можно увидеть точно такие же знаки, символизирующие солнце, которые и поныне встречаются в архангельской деревянной резьбе, распространенной у народов Русского Севера», – так Белов описал в своей книге языческое святилище калашей.

 

Упомянул исследователь и о сходстве дардского наречия этих людей с санскритом – древнеиндийским языком священных текстов, имеющим немало совпадений с русским. Так, слово «мясо» на санскрите – mas, а калаши произносят его как mos.

Жизнерадостные язычники

 

На сегодняшний день, по оценкам специалистов, только половина калашей (около 3 тысяч человек) остаются верны религии предков. Они называют творцом всего сущего верховного бога Дезау. За ним по старшинству следует бог войны и дождя Саджигор. Могучий Верин следит за соблюдением клятв и обеспечивает торжество справедливости, Махандеу доносит до небес людские молитвы, а Ингау заведует вопросами врачевания и отвечает за весеннее обновление природы.

Интересны и женские божества калашей. Благодетельная Джештак охраняет семейный очаг, Дезалик – сестра бога-творца – помогает во время родов, а щедрая Кушумаи обеспечивает плодородие.

Помимо этих богов у каждой общины и семейства есть свои духи-защитники, которым обычно устанавливаются деревянные идолы в особых святилищах. Кроме крови животных в качестве жертвы обитатели языческого пантеона принимают от калашей и вино.

Наиболее подробно древние верования калашей изучил немецкий этнограф Карл Йеттмар, автор книги «Религии Гиндукуша». Ученый отметил, что часть этого уникального народа приняла ислам, поддавшись идеологическому влиянию соседних народов, а также через межнациональные браки.

Чистое и нечистое

Журнал «Вокруг света» в номере за ноябрь 2003 года опубликовал статью Андрея Фатющенко «В поисках калашей», в которой автор рассказал о своей поездке в три села: Бумборет, Брир и Румбур. Он выяснил, как своеобразно язычники воспринимают мир.

В мифологическом сознании калашей отчетливо присутствует противопоставление святости и нечистоты, выраженное борьбой добрых и злых духов. Представители этого народа больше всего боятся скверны, которая присуща:

приверженцам других религий, их землям и вещам (кроме мусульман по соседству никто не живет);

всему, что связано со смертью человека и погребальными обрядами;

женщинам, которые становятся особо «нечистыми» в период менструаций и родов;

курицам и некоторым другим представителям животного мира.

Положительной энергетикой в глазах калашей обладают алтари богов и добрых духов, чистые горные пастбища, живительная вода, девственные юноши, козы и вороны, вино и зерно, а также священные растения, среди которых особо почитается можжевельник.

Андрей Фатющенко описал специальные здания «башали» (башлени), которые есть в каждом из сел. Женщины находятся там во время менструаций и рождения детей. Беременные загодя поселяются в этих помещениях, а родственники передают им пищу через специальное окошко. Только через 10 дней после появления ребенка на свет мать может покинуть башали вместе с малышом, чтобы не «заразить» своей скверной других людей.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: