Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2019-07-18 10:30:51
Майя Новик

Зачем чукотские эскимосы выкладывали «кучи» из черепов животных

Чукотские или, как их еще называют, азиатские эскимосы так же, как и их собратья береговые чукчи, издревле жили охотничьим промыслом: они добывали китов, били моржей и тюленей и убивали главных хищников тундры – белых медведей. Со всеми этими животными у эскимосов были особые отношения, ведь без них народ был бы обречен на смерть. Животный мир давал северному народу еду и оружие, жилье и одежду.

Эскимосы – главные экологи тундры

Чтобы выжить в суровых условиях эскимосы были обязаны знать о природе все. Они селились небольшими стойбищами на стыке экосистем – там, где было больше пищи. Если промысловый зверь уходил, эскимосы начинали добывать морского зверя, если не было моржей и тюленей, пытались найти кита или ловили в реках рыбу, охотились на птиц. Если исчезали и они, то женщины искали съедобные корни на берегу или съедобные растения на морских отмелях, находили ягоды и грибы, птичьи яйца и насекомых.

Поскольку ресурсы были ограничены всегда, количество человек в селениях редко превышало 30, исключение составляли крупные поселки китобоев, в которых жило по 150 – 200 человек. Но обычно для добычи кита просто объединялось несколько селений, выставляя самых умелых охотников.

Охота на китов у эскимосов появилась еще 4000 лет тому назад: его заквашенное мясо не давало умереть с голоду зимой и весной, его толстая кожа шла на покрышки для жилищ, а кости – огромные челюсти и ребра служили основой для яранг. Прочный и гибкий китовый ус шел на изготовление лодок и оружия.

Еще один морской зверь, составляющий основу пропитания северного народа – морж. Его толстая шкура шла на покрышки для яранги, ею обшивали лодки, а моржовый клык шел на изготовление оружия, утвари и поделок.

Поэтому немудрено, что верования эскимосов были тесно связаны с окружающей их природой. Они зависели от нее, а она, в свою очередь, зависела от них – ведь неграмотный человек мог быстро выбить зверя в одном месте, нанося вред экосистеме.

Культ зверя

Каждое поселение эскимосов имело свои культовые строения, которые были сооружены из костей крупных промысловых животных: китов, моржей и даже белых медведей, размер которых достигал 800 килограммов – чтобы добыть такого зверя, нужно было быть отважным и, главное, везучим охотником.

Для совершения обрядов почитания зверя эскимосы в центре селения и на его окраинах вкапывали в землю огромные черепа и челюсти самых крупных китов, которые обкладывали черепами китов поменьше, часто создавая ритуальные кольца или кучи и добавляя к черепам камни подходящего размера.

Эти эскимосские сооружения можно встретить на Чукотке на мысах Кыгынин и Халюскина, на южной косе Мечигменской губы, в бухте Поутен и возле села Инчоун, на острове Святого Лаврентия, где живут потомки чукотских эскимосов.

Кроме сооружений из китовых черепов, существуют и «священные кучи» черепов моржей или выложенные целыми рядами черепа белых медведей. Например, на острове Аракамчечен есть «дорожка», выложенная из 21 медвежьего черепа. Более того, на Чукотке встречались и жертвенники, сделанные из медвежьих черепов – возле поселка Наукан был найден жертвенник из двух медвежьих черепов.

К подобному культовому сооружению относится и самая известная достопримечательность Чукотки – знаменитая «Китовая аллея» на острове Итыгран (Ыттыгран).

Это сооружение из костей примерно 60 взрослых китов, чьи ребра вертикально воткнуты в землю, а черепа сложены в ряды, группами по 24 черепа.

В конце сооружения была построена каменная дорога, которая вела к жертвеннику – плоскому камню, рядом с которым был утроен очаг.

«Кормление» зверя

Археолог Людмила Сергеевна Богославская и этнограф Игорь Ильич Крупник после тридцатилетнего исследования, проведенного на обоих берегах Берингова пролива, пришли к выводу, что подобное «коллекционирование» черепов связано с эскимосской верой в то, что душа зверя и после его смерти остается «живой». В статье «Культурные ландшафты морских охотников Берингова пролива» ученые пишут, что из-за веры в живую душу эскимосы старались не ломать кости добытого животного при разделке, максимально сохраняя их, и всегда запрещали собакам грызть их. Существовало поверье, что «если кости целы, мясо нарастет», то есть зверь каким-то немыслимым образом восстановится и снова придет к человеку, чтобы тот его убил и съел.

Именно так рассуждали охотники эскимосы. Это не человек находит промыслового зверя, это само животное приходит к человеку, чтобы тот его убил. Он как бы «гостит» у охотника, отдает ему свое тело, а сам уходит в море. Охотник, который сумел добыть кита или убить медведя, становится как бы «избранным» – его для принесения зверя в жертву выбирает дух моря или дух места.

Эскимосы верили, что душа животного продолжает жить в его черепе и именно поэтому относились к черепам, как в священным предметам, которые могли повлиять на выживание семьи – дать или не дать новую добычу.

Особенно почитали больших, взрослых китов и их нижние челюсти и черепа медведей. Выложенные вокруг стойбища черепа в праздники кита или медведя кормили ритуальной пищей, а в некоторых местах в них в качестве жертвы зверю втыкали или даже ввинчивали в кости оленей, нерп и морских зайцев с кусками мяса. В 1986 году в оставленном людьми поселке Кунг был найден китовый череп, который был буквально «инкрустирован» костями местных птиц. Очевидно, кто-то «задабривал» животное много лет подряд.

Любопытно, что почти повсеместно рядом с подобными культовыми сооружениями встречаются и священные камни-менгри: воткнутые в землю плоские камни, установленные рядами. Это были места проведения эскимосских ритуалов, которые не дошли до наших дней.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: