«Тричане на кучета»: почему южные и восточные славяне «крутили» и «гоняли» собак
В обрядовой практике славян-язычников собака считалась существом с двумя ипостасями – одна ее часть принадлежала миру людей, а вторая — миру мертвых. Очевидно, что подобные свойства собакам приписывали за их способность воем «предсказывать» смерть людей и домашних животных. Отголоски древних суеверий до сих пор встречаются в двух совершенно разных местах, отстоящих друг от друга за полторы тысячи километров: в Болгарии и в России под Тамбовом.
Болгары собак «крутят»
Обряд кручения собак, который по-болгарски называется «тричане на кучета» проводят раз в год в первый понедельник Великого поста, который в центральных регионах страны так и зовут – Песий понедельник.
Для проведения этого странного ритуала выбирают мост на небольшой речке. Между двумя деревьями или тонкими столбами, стоящими на разных берегах, натягивают веревку и каждый житель близлежащей деревни считает своим долгом «прокрутить» собственную собаку», искреннее веря, что это защитит животное и всю деревню от бешенства и болезней и подарит людям урожайный год.
Для кручения под передние лапы собаки продевают веревку, а потом закручивают животное так, чтобы деревца слегка склонились к мосту. После собаку выпускают из рук, деревца выпрямляются, веревка раскручивается, собака крутится вместе с ней в воздухе и падает в воду. Жители смеются, а напуганное, но живое животное хозяин вылавливает за шкирку из реки и выпускает на берегу. Для этой собаки ритуал закончен, теперь наступает очередь другой собаки и так, пока не будут прокручены все собаки деревни.
Разумеется, после вступления Болгарии в ЕС, ритуал этот был осужден защитниками животных, и сейчас с каждым годом все меньше хозяев соглашаются проделать над своим питомцем такую экзекуцию. По сути, традиция жива только в районе села Страндж – там собак крутят и по сей день. А некоторые колдуны под Варной применяют этот обряд и по отношению к людям, считая, что этим из них можно изгнать хворь.
Обычно журналистами и этнографам местные жители объясняют возникновение обряда «кручения собак» неким «приобщением животного» к Великому посту.
Любопытно, что обычай этот известен не только в Болгарии, но и в некоторых селах Румынии, где хозяева прогоняют в собак от дома в Чистый понедельник, прикрепляя им на шею особую палку, затрудняющую движение. Обычай крутить собак встречается и в Греции – там его проводили во время первой недели Великого поста.
Русские собак «гоняют»
Не менее странный обычай присутствовал среди крестьян под Тамбовым. Об этом в статье «Идиоматика и обряд: обычай «гонять собак» на Тамбовщине» пишет историк Владимир Серафимович Бузин.
Тамбовские крестьяне «гоняли собак» на Масленицу – то есть практически накануне того дня, когда болгары собак крутили. Происходило это по свидетельству местного священника Михаила Меливанова еще в 1900 году. А сам обычай был распространен в Козловском уезде среди жителей селае Новогаритово (ныне Мичуринский район Тамбовщины).
«Гоняли» собак не только ребятишки и подростки, но и «женихи» и даже мужики. Гонять собаку на Масленицу считали «великим делом», особенно если животное имело черный окрас и было лохматым. Бедный питомец просто не знал, куда деваться в этот день – по заснеженным огородам за ним весь день бегала толпа с кнутами, вениками и палками, гоняла пса от дома к дому, пока животное не падало в изнеможении. «За это дело принимались и большие, и малые, – писал в «Епархиальных ведомостях» Тамбова о. Михаил, – бывало, по улицам и огородам только пятки сверкают да бороды трясутся».
В отличие от болгар, русские указывали, что этот обычай связан с поминовением мертвых. Герой статьи отца Михаила деревенский паренек Петр объяснил неосведомленному о языческих обычаях священнику, что в дни весеннего равноденствия мертвые якобы выходят из могил и посещают этот свет. В эти дни следует опасаться злых мертвецов, души которых якобы вселяются в собак и могут навредить людям. Чтобы этого не произошло, собак в эти дни следует гонять – так из них выходят злые мертвецы.
Очевидно, что и обычай крутить собак у южных славян – болгар, скорее всего, изначально был связан с подобным языческим поверьем, которое озвучивать журналистами или ученым в XXI веке уже неудобно – могут обвинить в мракобесии.
А виноваты цыгане?
Многие зададутся вопросом – как подобный обычай мог сохраниться в столь разных местах и при этом остаться локальным? Русскоязычные жители Болгарии объясняют наличие обычая кручения собак присутствием в болгарских и румынских деревнях цыган, через которые эти поверья и проникают в крестьянские избы. Вполне может статься, что и на Тамбовщину этот странный ритуал проник с цыганскими таборами.
Но откуда подобные поверья могут быть у цыган? Видимо, речь идет об очень древнем пласте суеверий, связанных с индо-иранской культурой, распространенной и у предков цыган, и у древних славян. В её контексте собака предстает сторожем между миром мертвецов и миром живых людей, ведь она предчувствует смерть и своим поведением – воем или рытьем ям оповещает о ней людей.
Цыгане верят, что если животное трется о ноги хозяина и при этом скулит – к смерти, а в Древней Руси было распространено поверье, что если вылить остатки питья больного человека на собаку, и она не отряхнется –больной умрет.
В мифологии древних греков многоголовые псы Цербер и Орфс сторожили страну мертвых Аид, в Индии – врата охраняли две собаки Шарбара и Удумбала, а у древних иранцев собаки стерегли мост Чинвад, через который уходили на тот свет умершие.
Историк Бузин приводит в своей статье интересную былину, записанную им под Архангельском. В ней к безутешной вдове начинает ходить черт под видом бывшего мужа. Соседки, видя, что черт извел женщину, советуют ей пожаловаться собственной собаке. Женщина рассказывает псу о своей беде, и в ту ночь бес является к ней в последний раз. Он грозит кулаком, кричит: «Догадалась!», и исчезает навсегда. Так собака спасает хозяйку.
Читайте наши статьи на Дзен